Рабочая программа по фин грамоте 5-7 кл

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов,
обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и
требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5, 6 и 7 классов в сфере
экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа в 5, 6 и 7 классе.
Место курса в образовательной системе:
• курс включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по
общеинтеллектуальному направлению;
1. Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их
обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт
процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение; планирование собственного
бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях; участвовать в решении
вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой
финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения
простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов,
возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе
проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между
финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать
доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с
валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение,
статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели
деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке
учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономикисемьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение,
сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований
экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса
«Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая
жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность,
сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о
причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение
простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.

2.Содержание

5,6 и 7 КЛАССЫ
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ИЗУЧАТЬ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ?»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой
грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
 осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи)
сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
 выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
 обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
 приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных
ситуациях;
 актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

 понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования,
профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
 обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
 описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные символические деньги, наличные и безналичные деньги,
купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата,
собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой
необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный
доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного
бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 называть основные источники доходов семьи;
 составлять задачи, требующие денежных расчётов;
 считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):










объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
описывать свойства предмета, играющего роль денег;
объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную
величину с учётом региона проживания;
объяснять, как формируется семейный бюджет;
подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного
пользования, товары текущего потребления);
подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
объяснять, из чего могут складываться планируемые и не-предвиденные расходы семейного бюджета.

МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания,
больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
 осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь,
несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
 понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

 анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
 соотносить вид страхования и его цель;
 рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на
 сайте страховой компании;
 находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):







описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
описывать виды страхования;
приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

МОДУЛЬ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО:
КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица,
социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
 понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
 осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
 оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень

Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 различать прямые и косвенные налоги; ¸ считать сумму налога;
 проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
 высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
 находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения пред-метных УУД):
 объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
 называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
приводить примеры налогов которые выплачиваются семьёй и указывать их примерную величину; перечислять условия
получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и
указывать их примерную величину
 приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
 высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Календарно – тематическое планирование по курсу «финансовая грамотность» 5, 6 и 7 классы (34 часа).
№

1

2

3

4

5

Дата

Тема урока ( с
указанием формы)

Введение.
Познавательная беседа
«Почему так важно
изучать финансовую
грамотность?»
От чего зависит
благосостояние семьи
Учимся оценивать
финансовое поведение
людей
Учимся оценивать свое
финансовое поведение
«Деньги: что это такое?».
Урок - презентация

Вид
Продукт
Предметные результаты
учебной
деятельности
деятельно
сти
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов)
Учебная
Ответы на
Дает определение понятиям: финансовая
вопросы
грамотность,
указывает сферы ее применения,
Умеет объяснять, что значит
быть
финансово грамотным человеком;
Учебная
Записи в
Дает определение понятиям: ежедневные
тетради
финансовые решения, потребности, блага. умеет
объяснять, от чего зависит финансовое
благосостояние человека и его семьи.
Учебная
Таблица
Дает оценку финансовому поведению людей в
соответствии с имеющимися знаниями.
Учебноисследоват
ельская
Сообщени
я
учащихся

Кластер
Конспект на
основе
сообщений

6

Мини – проекты
«Деньги».

Проектная

Сравнительна
я таблица

7

Из чего складываются
доходы семьи.

Проектная

Таблица
«Расходы и
доходы моей
семьи»

8

Учимся считать доходы

Учебная

Схема

Оценивает свое финансовое поведение, строит
кластер на основе реальной информации.
Раскрывает значение терминов деньги, бартер.
умение объяснять назначение денег, в том числе
историю их возникновения, а также функции
Центрального банка Российской Федерации в
управлении денежной системой страны.
Дает определение понятиям наличные и
безналичные деньги, фальшивые деньги.
Умеет объяснять, какие современные
разновидности денег существуют.
Раскрывает значение терминов: семейный
бюджет, доходы (доходы семьи и личные
доходы), источники доходов (заработная плата,
собственность, пенсия, стипендия, пособие,
проценты по вкладам).
Умеет называть основные источники основные

Дата

семьи.
работа.

Практическая

«Распределен
ие денежных
средств»
Записи в
тетрадях

9

Исследуем доходы семьи.

Учебноисследоват
ельская

10

Учебные мини-проекты
«Доходы семьи».
Как появляются расходы
семьи.

Учебная

Записи в
тетрадях

Учебная

Записи в
тетрадях

12

Учимся считать семейные
расходы. Практическая
работа.

Учебная

Решенные
задачи

13

Исследуем
семьи

расходы

Учебноисследоват
ельская

Записи в
тетради

14

Учебные мини-проекты
«Расходы семьи»

Проектная

Ответы на
вопросы

15

Как
сформировать
семейный
бюджет.
Практическая работа.

Учебная

Решенные
задачи

11

направления дохдов семьи, указывая их
примерную величину с учётом региона
проживания.
На основе реальной ситуации называть
основные источники доходов семьи, указывая
их примерную величину с учётом региона
проживания.
Решает и составляет задачи, требующие
денежных расчётов.
Решает и составляет задачи, требующие
денежных расчётов. Дает определение
понятиям: услуги, коммунальные услуги. Дает
определение понятию товары длительного
пользования, товары текущего потребления,
Понимает зависимость благосостояния семьи,
семейного бюджета от грамотности
принимаемых финансовых решений;
умеет объяснять, как формируется семейный
бюджет;
Раскрывает значение терминов: расходы,
направления расходов (обязательные платежи,
товары текущего потребления, товары
длительного пользования),
производит расчёт доходов и расходов
семейного бюджета, умеет делать выводы о
сбалансированности семейного бюджета.
Дает определение понятиям денежный долг,
сбережения;
решает и составляет задачи, требующие
денежных расчётов.
Производит расчёт доходов и расходов
семейного бюджета, умеет делать выводы о
сбалансированности семейного бюджета.
Решает и составляет задачи, требующие
денежных расчётов.

16

Ролевая игра «Семейный
совет по составлению
бюджета»

Учебная

Ответы на
вопросы

Решает и составляет задачи, требующие
денежных расчётов.

17

Учебные мини-проекты
«Семейный бюджет»

Проектная

Ответы на
вопросы

18

Обобщение результатов
модуля
«Доходы
и
расходы семьи»

Учебная

Проверочная
работа

Понимает зависимость благосостояния семьи,
семейного бюджета от грамотности
принимаемых финансовых решений;
умеет объяснять, как формируется семейный
бюджет;
производит расчёт доходов и расходов
семейного бюджета, умеет делать выводы о
сбалансированности семейного бюджета.
Обобщает и систематизирует полученную
информацию, применяет ее в решении
жизненных задач

19

Презентация портфолио
«Доходы
и
расходы
семьи»

Учебная

Портфолио,
план
выступления

Владеет навыками публичного выступления.

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (9 часов)
20

Почему возникают риски
потери
денег
и
имущества и как от этого
защититься.
Практическая работа.

Учебная

Записи в
тетрадях

Дает определение понятию непредвиденная
жизненная ситуация.
Осознает возможность возникновения в жизни
особенно сложных ситуаций (рождение ребенка,
потеря работы, болезни, несчастные случаи,
форс-мажорные ситуации), которые могут
привести к снижению благосостояния семьи;
понимает, что социальные пособия
– это
помощь государства гражданам в определённых
сложных жизненных ситуациях;
Знает виды социальных пособий и их
примерную величину; умеет приводить
примеры выплат различных видов социальных
пособий; умеет высчитывать долю социальных

21

Что такое страхование и
для чего оно необходимо

Учебная

Ответы на
вопросы

22

Что
и
как
страховать.

можно

Учебная

Записи в
тетрадях

23

Ролевая
«Страхование».

игра

Учебная

Ответы на
вопросы

24

УчебноИсследуем,
что
застраховано в семье и исследоват
ельская
сколько это стоит.

25

Как
надежность

Учебноопределить
страховых исследоват
ельская

Записи в
тетради

Ответы на
вопросы

пособий в доходах семейного бюджета.
Знает основные понятия: материнский
(семейный) капитал, резервный фонд семьи,
банковская ссуда, залог, пособие по
безработице.
Понимает необходимость иметь сбережения и
осознает возможности страхования для решения
финансовых проблем семьи в непредвиденных
жизненных ситуациях;
Дает оценку условий и возможности
использования социальных пособий в
определённых жизненных ситуациях.

Знает основные понятия: страхование, ОМС,
ДМС, ОСАГО, каско, страховая компания,
страховой полис,
Анализирует финансовые последствия
непредвиденных жизненных ситуаций для
семьи; объясняет сущность страхования и его
целей; умеет называть виды страхования;
соотносит виды страхования и его цели.
Рассчитывает суммы страховки жилья,
имущества, автомобиля, жизни, здоровья с
помощью калькулятора на сайте страховой
компании; рассчитывает доли годовых
страховочных выплат в семейном бюджете.
Умеет приводить примеры добровольного
страхования и указывать примерную стоимость
страховки; умеет приводить примеры
обязательного страхования и указывать
примерную стоимость страховки.
Находит актуальную информацию о страховых
компаниях и их услугах.

компаний
26

27

УчебноКак работает страховая
исследоват
компания
ельская
Проектная
Учебные мини-проекты
«Страхование»

Ответы на
вопросы
Записи в
тетрадях

28

Обобщение результатов
модуля «Риски потери
денег и имущества и как
человек может от этого
защититься».

Учебная

Проверочная
работа

29

Презентация портфолио
«Риски потери денег и
имущества и как человек
может
от
этого
защититься».

Проектная

Портфолио,
план
выступления

30

31

Находит актуальную информацию о страховых
компаниях и их услугах.
Рассчитывает суммы страховки жилья,
имущества, автомобиля, жизни, здоровья с
помощью калькулятора на сайте страховой
компании; рассчитывает доли годовых
страховочных выплат в семейном бюджете.
Обобщает и систематизирует полученную
информацию, применяет ее в решении
жизненных задач

Владеет навыками публичного выступления.

Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Учебная
Записи в
Знает основные понятия: налог, налоговая
Могут ли люди быть
тетради
инспекция, подоходный налог, налоговая ставка,
финансово независимыми
налог на прибыль, физические лица,
от государства.
юридические лица, налоговая декларация, пеня,
налоговые льготы, налог на добавленную
стоимость, акциз, социальное пособие, пособие
по безработице, материнский (семейный)
капитал, пособие по уходу за ребёнком, пенсия
по старости, пенсия по инвалидности,
пенсионные накопления.
Учебная
Записи в
Понимает суть налогов и их роль в жизни
Что такое налоги и
тетради
общества; осознает необходимости уплаты
почему их надо платить
налогов как важной составляющей

благосостояния общества и государства; умеет
различать прямые и косвенные налоги;
рассчитывает суммы подоходного,
транспортного налога, налога на имущество,
НДС; умеет проверять на сайте налоговой
службы наличие налоговой задолженности
членов семьи; рассчитывает долю годовых
налоговых выплат в семейном бюджете; умеет
называть основные виды налогов в Российской
Федерации; умеет приводить примеры налогов,
которые выплачиваются семьёй, и указывать их
примерную величину.
Умеет перечислять основные условия
получения различных видов социальных
пособий в Российской Федерации; - умеет
высчитывать долю социальных пособий в
доходах семейного бюджета; умеет находить
нужную информацию
на сайтах
государственных ведомств и услуг.

32

Какие
бывают
социальные пособия.

Учебная

Ответы на
вопросы

33

Обобщение результатов
модуля
«Семья
и
государство: как они
взаимодействуют».
Презентация портфолио
«Семья и государство:
как
они
взаимодействуют».

Учебная

Проверочная
работа

Обобщает и систематизирует полученную
информацию, применяет ее в решении
жизненных задач

Проектная

Портфолио,
план
выступления

Владеет навыками публичного выступления.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».