Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4 класса разработана в
соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования
(ФГОС НОО), требованиями Основной образовательной программы ОУ и направлена на
достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших
школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа курса разработана на основе авторской программы: Корлюгова Ю. Н.,
Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. - М.:
ВАКО, 2018.- 32 c. – (Учимся разумному финансовому поведению).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
•Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО 2018.- 120 c. – (Учимся разумному
финансовому поведению).
•Гловели Г.Д., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс
общеобразоват. орг.- М.:ВАКО, 2018.- с. 112 - (Учимся разумному финансовому поведению).
•Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс
общеобразоват. орг.-М.:ВАКО, 2018.- с.56 - (Учимся разумному финансовому поведению).
•Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс
общеобразоват. орг.-М.:ВАКО, 2018.- с.48 - (Учимся разумному финансовому поведению).
Данный УМК полностью соответствует федеральному государственному
образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. «Финансовая
грамотность» – целостная система учебных курсов для общеобразовательных организаций,
впервые разработанная в России. Для каждого курса создан учебно-методический комплект,
включающий учебную программу, методические рекомендации для учителя, учебные
материалы для учащихся, рабочую тетрадь и материалы для родителей. Предлагаемые
материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не
только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности, для самообразования
обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной
работы с родителями и др.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе начальной школы отводится
1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов
Общая характеристика курса
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 4 класса в сфере экономики семьи.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
2

учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают.
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.
Метапредметные результаты
•компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
•компетенция определения своих финансовых целей;
•компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой
целью;
3

•компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения
финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные результаты
•умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты,
бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк,
банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
•умение объяснять причины обмена;
•умение различать виды денег;
•умение объяснять,чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;
•умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
•умение считать наличные деньги (купюры и монеты);
•умение правильно считать сдачу;
•умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
•умение приводить примеры валют;
•умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить
одну валюту в другую с помощью валютных курсов.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты
•понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
•понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.
Метапредметные результаты
•компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового
контроля результата;
•компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
•компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.
Предметные результаты
•умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности,
благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;
•умение объяснятьи сравнивать основные источники доходов семьи;
•умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
•умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться)
•умению сравнивать разные источники доходов семьи;
•умению объяснять на примерах,от чего зависит величина доходов семьи;
•умению объяснять способы увеличения доходов семьи.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание разницы между базовыми потребностями людей и их
желаниями.
Метапредметные результаты
•компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;
•компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);
•компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
•компетенция формулирования вопросов по теме.
Предметные результаты:
•умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов,
необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг),
4

обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и
непредвиденные расходы;
•умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;
•умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться)
•умению сравнивать разные направления расходов семьи;
•умению объяснять на примерах,от чего зависит величина расходов семьи;
•умению объяснять способы сокращения расходов семьи.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание различий между расходами на товары и услуги
первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.
Метапредметные результаты:
•компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и
поискового характера;
•компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;
•компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.
Предметные результаты
•умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета,
планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;
•умение составлять семейный бюджет на условных примерах;
•умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
•умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета. Повышенный уровень
(учащийся получит возможность научиться) умению объяснять возможные способы
сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.

5

Содержание тем курса внеурочной деятельности
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают.
Тематическое содержание занятий
Тема 1. Как появились деньги.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег -товаров
с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость)
делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных
государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные ме- таллы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2. История российских денег.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском
царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели
хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты.
На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия.
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль.
Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец.
Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Какие бывают деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были
обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II.
Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защи- щают
от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты.
Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Банки, банкоматы и банковские карты.
Тема 5. Безналичные деньги и платежи.
Тема 6. Как я умею пользоваться деньгами.
6

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги
(процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются
информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель.
Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные
(дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 7. Что такое валюта.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной
валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота,
которые называются золотова- лютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы,
называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты,
выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт
стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
8.
Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны
выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и
проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами
становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами
изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила
денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские
билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Тематическое содержание занятий
Тема 9. Откуда в семье берутся деньги.
Тема 10. Подсчитаем все доходы семьи.
7

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер
заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство
устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может
получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская
деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты
труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия.
Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская
деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тематическое содержание занятий
Тема 11. На что семья тратит деньги.
Тема 12. Подсчитаем все расходы семьи.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги,
транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых,
развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и
престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные,
сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные
расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы.
Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал
Тематическое содержание занятий
Тема 13. Как планировать семейный бюджет.
Тема 14. Правила составления семейного бюджета. Тема
15. Учимся составлять семейный бюджет. Тема
16. Итоговая проверочная работа.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если
расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо
сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных
8

покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном
случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Учебно-тематический план
курса «Финансовая грамотность» для 4 класса
№
Тема
занятия
Модуль 1.
Как появились деньги и какими они бывают
1
Как появились деньги.
2
История
российских денег.
3
Какими
бывают
деньги.
4
Банки, банкоматы и
банковские карты.
5
Безналичные деньги и
платежи.
6
Как я
умею пользоваться деньгами
7
Что такое валюта
8
Проверим, что
мы
узнали о
том, как
изменялись
деньги.
Модуль 2.
Из чего складываются доходы в семье
9
Откуда в семье берутся деньги
10
Подсчитаем все
доходы
семьи.
Модуль 3.
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
11
На
что
семья тратит деньги.
12
Подсчитаем все
расходы
семьи.
Модуль 4.
Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал
13
Как планировать семейный
бюджет.
14
Правила
составления семейного бюджета.
15
Учимся
составлять семейный
бюджет.
16
Итоговая
проверочная работа.

9

Количество
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
4

1
1
1
1

10

Календарно – тематическое планирование
№

Тема

Кол-во Формы
часов
внеурочной
деятельности
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают
1
Как появились деньги.
1
Постановка
проектной
задачи

2

История российских денег.

Решение
проектной
задачи

3

Какими
деньги.

Решение
проектной
задачи

бывают

Описание примерного содержания занятий

Причиной возникновения обмена является специализация. В
результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный
обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой
определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс
обмена. В разных регионах в качестве денег использовались
разные вещи. Основными товарными деньгами становятся
драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В
связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки
появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может
меняться.
Основные понятия. Бартер. Деньги. Товарные деньги.
Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты).
Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты
появились в Лидийском царстве. Качество монет
гарантировалось государственной печатью. Монеты имели
хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии
были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке.
Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия. Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская
печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка.
Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный.
Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Монеты и купюры являются наличными деньгами.
Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В
России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине
II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны.

Дата

4
5

Банки, банкоматы и
банковские карты.
Безналичные деньги и
платежи.

6

Как я
умею
пользоваться деньгами.

7

Что

8

Проверим, что
мы
узнали
о
том,
как изменялись деньги.

такое валюта.

Занятиеэкскурсия
Решение
проектной
задачи
Занятие-игра

Решение
проектной
задачи

Занятие
промежуточного
оценивания

Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление
фальшивых денег является преступлением. В России
изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег
или ценных бумаг наказываются сроком до 15 лет лишения
свободы (ст. 186 УК РФ).
Основные понятия. Бумажные деньги. Наличные деньги.
Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации.
Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики
получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики
банку платят. Безналичные деньги являются информацией на
банковских счетах. Современные банки используют
пластиковые карты.
Основные понятия. Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик.
Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные
денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код.
Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Валюта - денежная единица страны. Разные страны имеют
разные валюты. Национальной валютой России является рубль.
Государства хранят запасы иностранных валют и золота,
которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в
которых хранятся резервы, называются резервными. Их
используют для международных расчётов. Цена одной валюты,
выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия. Валюта. Резервная валюта. Валютные
резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов.
Иена. Швейцарский франк.
Проверка знаний по разделу «Как появились деньги и какими
они бывают». Рефлексивное осмысление учащимися
результатов своей работы по изучению материалов модуля 1.
Ключевой вопрос. Что мы узнали и чему научились, изучая
материалы модуля 1 «Как появились деньги и какими они
бывают»?
Основные понятия: обмен, бартер, товары, услуги, деньги,
монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги,
12

безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
9
Откуда в семье берутся
Решение
деньги.
проектной
задачи

Доходы семьи - это сумма денег, полученных за определённый
период. Чаще всего российские семьи ориентированы на
ежемесячные доходы. Основным источником дохода
современного человека является заработная плата. Размер
заработной платы зависит от профессии, сложности работы,
квалификации и опыта, отрасли и организации, в которой
работает человек. Существует несколько видов заработной
платы. Сдельная заработная плата зависит от количества
произведённой продукции, а повременная - от проработанного
времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За
успешную работу может быть выплачено дополнительное
вознаграждение - премия. Государство устанавливает
минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может
получать арендную плату и проценты. Доход также приносит
предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам,
семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии,
пособия.
Основные понятия. Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею.
Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия.
Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции.
Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Развитие умений подсчитывать доходы семьи.

Подсчитаем все
доходы
Практическое
семьи.
занятие
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
11 На
что
семья тратит
Решение
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви,
деньги.
проектной
коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское
задачи
обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и
пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и
престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные,
ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия. Необходимые расходы. Питание. Одежда.
10

13

Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги.
Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы.
Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные
расходы. Сезонные расходы.
12 Подсчитаем все расходы
Практическое
Развитие умений считать, сравнивать направления расходов,
семьи.
занятие
принимать обоснованные решения о расходовании денежных
средств.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
13 Как планировать
Решение
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и
семейный
бюджет.
проектной
расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы
задачи
превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы
превышают доходы, образуются долги. В этом случае
необходимо либо сократить расходы, либо найти
дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или
для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В
противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия. Семейный бюджет. Бюджет Российской
Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
14 Правила
составления
Решение
Планирование семейного бюджета. Как составлять семейный
семейного бюджета.
проектной
бюджет.
задачи
15 Учимся
составлять
Занятие-игра
Составление бездефицитного семейного бюджета.
семейный
бюджет.
16 Итоговая
проверочная
Занятие
Рефлексивное осмысление учащимися результатов своей работы
работа.
итогового
по курсу «Финансовая грамотность» в 4 классе. Ключевой
оценивания
вопрос. Что мы узнали и чему научились, изучая курс
«Финансовая грамотность»? Основные понятия: монеты,
купюры, безналичные деньги, валюта, доходы семьи, пенсия,
наследство, необходимые расходы, обязательные расходы,
желательные расходы, семейный бюджет.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».