Народы России 3 класс

Пояснительная записка
Программа «Народы России: дорога дружбы» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
основной
образовательной программы начального общего образования Песковатской СШ-филиала МБОУ
«Городищенская СШ №1» ―Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и
основное образование)‖ под редакцией В. А. Горского, Москва ―Просвещение‖, 2011 г.,
концепции нравственного воспитания российских школьников с учетом требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных
ФГОС НОО. Программа «Народы России: дорога дружбы» входит в программу духовнонравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования
с
учетом
воспитательной,
учебной,
внеурочной,
социально
значимой
деятельности
обучающихся,
основанной
на
системе
духовных
идеалов,
моральных
приоритетов,
реализуемых
в
совместной
деятельности
школы,
семьи и других объектов общественной жизни. Рабочая программа духовно-нравственного
направления «Народы России: дорога дружбы» составлена на основе учебного пособия для
общеобразовательных организаций «Народы России: дорога дружбы» из серии «Цивилизационное
наследие России» под редакцией академика РАН В.А. Тишкова и предназначена для обучающихся
1-4 классов общеобразовательной школы.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических,
демографических особенностей регионов России, запросов семей и других субъектов
образовательного процесса, с учѐтом возрастных особенностей школьников, их интересов и
способностей.
В ФГОС НОО сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной
гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной
реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным аспектом воспитания современного школьника является нравственного воспитания,
социальная активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит
определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать
и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо
формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с
ближайшим социумом и национальным сообществом.
В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и
настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и
документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст,
толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников
начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям
почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Актуальность программы:
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая
задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Программа «Народы России: дорога дружбы» призвана решать задачи духовно-нравственного
становления личности школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей,
школы и общества в области дополнительного образования и воспитания школьников.
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных
образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир,литература,
изобразительное искусство, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое

образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство
методов обучения и творческой активности детей.
Цель программы: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания,
нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно
значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале
человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений
у младших школьников в курсе «Народы России: дорога дружбы» конкретизируют постановка и
решение следующих задач:
•
содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье,
родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в
осознании своего места в семье, стране, мире;
•
оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему
каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных
обязанностей;
•
обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о
родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
•
создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия
мира и ориентации во времени.
Из целей и задач вытекают принципы организации процесса формирования и развития у детей
национального самосознания и этнической толерантности:
•
Природосообразность
•
Культуросообразность
•
Гуманизм
•
Коллективизм
•
Патриотизм
Программа направлена на формирование следующих ценностей:
•
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
•
служение и долг перед Отечеством;
•
правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и
ответственность;
•
долг перед старшими поколениями и семьѐй;
•
межэтнический мир; доверие к людям.
Содержание заданий при реализации программы построено с учетом хронологического
принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у
детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на
территории Российской Федерации, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений
отечественной и всемирной истории.
Программа «Народы России: дорога дружбы» углубляет и расширяет знания детей о родной
стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов
России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса
определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного
правами и имеющего определенные обязанности.
В данной программе определена система содержания, форм, методов и приемов педагогических
воздействий.
1. Общая характеристика курса
Воспитание гражданина страны – одно из условий национального возрождения.
Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на
изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность»
предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе
самому, своей семье, коллективу, к родному краю. Отечеству, планете Земля. Это проблемы не
только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать
деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы,
прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения -

это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и
правового долга.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции
школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно
использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить
общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Курс «Народы России: дорога дружбы» предполагает формирование патриотических чувств
и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса
нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования
системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание
личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь
к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления
знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни
страны, труде людей и родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории
Отечества, рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воиновафганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций»,
проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами, экскурсии в
краеведческие музеи, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины,
этические беседы, дебаты, тематические диспуты, концерты, инсценировки, воссоздание
исторических событий, проектную деятельность, былинный пир, творческие мастерские, участие в
социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), сбор и систематизацию
материалов для школьного музея, участие в городских мероприятиях, направленных на развитие
патриотизма и любви к Родине.
2. Описание места курса в структуре ООП
В соответствии с Учебным планом Песковатской СШ-филиала МБОУ «Городищенская СШ
№1» на изучение курса «Народы России: дорога дружбы» в начальной школе (1-4 класс)
выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2—4 классах на курс
отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
3. Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры: любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и
правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям; долг перед старшим поколением,
семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь,
достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония,
духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это
объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы
включают участие в творческих конкурсах, праздниках, концертах, фестивалях, изготовление
открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен,
обрядов, экскурсии, участие в акциях.
Программа обеспечена учебно-методическим комплексом «Народы России: дорога дружбы»
для 1-4 классов, который входит в серию "Цивилизационное наследие народов
России", призванную пробудить в сердцах юных граждан гордость за свою страну, ее историю,
культуру, литературу, уникальные памятники природы, приобщить школьников к культурному
наследию России, духовно-нравственным ценностям российского народа.
Учебные пособия "Народы России: дорога дружбы" откроют младшим школьникам
увлекательный мир этнографии.
Книги расскажут о многообразии этнического состава российского народа, познакомят ребят с
особенностями национального быта и промыслов народов, проживающих на территории России.

Дети станут участниками народных праздников. Они зайдут в каждый дом - избу и курень, чум
и юрту, саклю и ярангу, узнают, чем эти жилища отличаются друг от друга. Щедрые хозяева в
национальных костюмах угостят их традиционными блюдами, расскажут народные сказки,
легенды, притчи, покажут им игрушки, в которые играли дети в древние времена.
Наконец, ребята побывают в сокровищнице, где хранится "Золотая книга российского народа". В
ней наша общая история, наши трудовые и ратные подвиги, в ней наши мечты и надежды.
Для реализации программы запланированы следующие виды деятельности: игровая
деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное
творчество (социально значимая волонтерская деятельность), туристско-краеведческая
деятельность.
Формы и методы работы:
- индивидуальные;
- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)
- индивидуально-групповые;
- работа в парах, в тройках, в четвѐрках;
- обсуждение результатов;
- подведение итогов.
- беседа;
- рассказ;
- путешествие; игра-путешествие;
- игра; познавательная игра; развивающая игра:
- викторина;
- экскурсия;
- конкурс;
- сказка.
4.Требованию к уровню подготовки обучающихся
(Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса)
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса
У третьеклассника будет сформировано:
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство
с историко-культурным наследием городов России, народными ремѐслами, условиями быта
российских народов и национальными костюмами;
• гуманистические и демократические ценностные ориентации
на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной
жизнью разных народов России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле,
выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца
ответственного ученика;
•мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
• осознание личностного смысла учения как условия успешного
взаимодействия в природной среде и социуме;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании
личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье),
доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной
и внеурочной деятельности.
Третьеклассник получит возможность для формирования:

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты изучения курса
Регулятивные УУД
Третьеклассник научится:
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить еѐ в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);
• планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия в течение урока;
• контролировать и корректировать своѐ поведение с учѐтом установленных
правил;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Третьеклассник получит возможность научиться:
• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД
Третьеклассник научится:
• выделять существенную информацию из литературы разных типов
(справочной и научно-познавательной);
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
• сравнивать объекты по различным признакам;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов.
Третьеклассник получит возможность научиться:
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Третьеклассник научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и
сверстниками, проблем и вопросов;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнѐра в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
(с учѐтом возрастных особенностей, норм);
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов всех его
участников.

Третьеклассник получит возможность научиться:
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Третьеклассник научится:
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России, описывать их быт, обычаи, праздники;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• определять народности России по костюмам и предметам быта;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, взаимоуважению и толерантному
отношению к людям других национальностей;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками,
правила культурного поведения в школе и других общественных местах.
Третьеклассник получит возможность научиться:
• извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона;
• извлекать из различных источников сведения о родном городе;
•находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и
использовать еѐ для сообщения.
5.Основное содержание курса
Организация работы по программе «Народы России: дорога дружбы» предполагает 4 ступени в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся:
1-я ступень - 1-й класс «Праздник дружбы» - 33 часа;
2-я ступень - 2-й класс «Друзья приглашают в гости» - 34 часа;
3-я ступень - 3-й класс «Ярмарка мастеров России» - 34 часа;
4-я ступень - 4-й класс «Золотая книга российского народа» - 34 часа.
3 класс
Введение. Ярмарка народов России. (1ч)
Раздел «Зайдѐм в каждый дом» (8 ч)
Русская изба. (1ч)
Татарский дом. (1ч)
Чум. (1ч)
Яранга.(1ч)
Юрта. (1ч)
Кавказская сакля. (1ч)
Казачий курень. (1ч)
Мазанка. (1ч)
Раздел «Народные ремѐсла» (10 ч)
Гончарное ремесло. (2ч)
Деревянные ремѐсла. (2ч)
Красота, застывшая в металле. (2ч)
Резьба по кости. (1ч)
Ковроткачество. (1ч)
Женское рукоделие. (2ч)
Раздел «Народный костюм – красота из глубины веков» (9 ч)
Русский костюм. (1ч)

Татарский костюм. (1ч)
Удмуртский костюм. (1ч)
Калмыцкий костюм. (1ч)
Костюмы народов Северного Кавказа. (2ч)
Бурятский костюм. (1ч)
Одежда северных оленеводов и охотников. (1ч)
Одежда народов Приамурья. (1ч)
Раздел «Такие разные игрушки» (6 ч)
Погремушка. (1ч)
Кукла. (2ч)
Глиняные игрушки. (1ч)
Деревянные игрушки. (1ч)
Игрушки, которые учат профессии. (1ч)

6. Тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

3 класс-34 часа
Наименование разделов и тем

Количество
часов
1

Введение. Ярмарка народов России
Раздел «Зайдѐм в каждый дом» 8 часов
Русская изба.
Татарский дом.
Чум
Яранга
Юрта.
Кавказская сакля
Казачий курень.
Мазанка.
Раздел «Народные ремѐсла» 10 часов
Гончарное ремесло.
Гончарное ремесло.
Деревянные ремѐсла.
Деревянные ремѐсла.
Красота, застывшая в металле.
Красота, застывшая в металле.
Резьба по кости.
Ковроткачество.
Женское рукоделие.
Женское рукоделие.
Раздел «Народный костюм – красота из глубины веков» 9 часов
Русский костюм.
Татарский костюм.
Удмуртский костюм.
Калмыцкий костюм.
Костюмы народов Северного Кавказа.
Костюмы народов Северного Кавказа.
Бурятский костюм.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Одежда северных оленеводов и охотников
Одежда народов Приамурья.
Раздел «Такие разные игрушки» 6 часов
29 Погремушка.
30 Кукла.
31 Кукла.
32 Глиняные игрушки.
33 Деревянные игрушки.
34 Игрушки, которые учат профессии.
Итого:
27
28

1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечение курса
1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН В.А.
Тишкова «Народы России: Дорога дружбы» 1 класс «Праздник дружбы» Е.А. Найденова, О.Н.
Журавлева. Издательство Москва «Просвещение» 2020 г.
2. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН В.А.
Тишкова «Народы России: Дорога дружбы» 2 класс «Друзья приглашают в гости» М. Ю.
Мартынова, О.Н. Журавлева. Издательство Москва «Просвещение» 2020 г.
3. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН В.А.
Тишкова «Народы России: Дорога дружбы» 1 класс «Праздник дружбы» Е.А. Найденова, О.Н.
Журавлева. Издательство Москва «Просвещение» 2020 г.
4. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН В.А.
Тишкова «Народы России: Дорога дружбы» 1 класс «Праздник дружбы» Е.А. Найденова, О.Н.
Журавлева. Издательство Москва «Просвещение» 2020 г.
5. Дробницкий О. Г Проблемы нравственности./О. Г.Дробницкий - М.: Просвещение,197с. 2011 г.
6. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М. Г.
Яновская - М.: Просвещение, 198с.2012 г.
7. Голубева Т. С. О днях воинской славы и памятных датах России/ Т. С. Голубева // Начальная
школа. – 2006. - №4.
8. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.
И. Грехова. – М.: Ипекса, 2000. – 286с.
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ //Воспитание школьников. – 2009. - №1. –
147с.
10. О воспитательном компоненте федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения // Воспитание школьников. – 2009. - №8 -10.
Перечень наглядных средств обучения:
1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».
3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
4. Буклеты «Региональные символы».
5. Портрет президента В. В. Путина.
6. «Государственная символика РФ» - компакт-диск.
7. «История России ХХ век» - компакт-диск.
8. Географические карты РФ, области, города.
Интернет-ресурсы
1.
Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа:
http://school-collction.edu.ru
2.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:
https://nsc.1sept.ru
3.
База материалов в МЭШ: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/
4.
База уроков в РЭШ: https://resh.edu.ru/
Технические средства обучения
1.
Экспозиционный экран.
2.
Персональный компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».