НАРОДЫ РОССИИ 1 кл.

1

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного модуля «Народы России: дорога
дружбы» составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарта)1
к результатам освоения и к структуре основной образовательной программы
начального общего образования с учётом Примерной основной образовательной
программы начального общего образования и Примерной программы воспитания
на уровне начального общего образования.
Нормативно-правовую основу Примерной рабочей программы модуля
«Народы России: дорога дружбы» составляют следующие документы:
•

Конституция

Российской

Федерации

(принята

всенародным

голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020 г.);
•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;
•

Указы Президента Российской Федерации:

— от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
— от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19
декабря 2012 г. № 1666»;
•

Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о

подготовке и представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание
граждан

Российской

Федерации»

в

рамках

национального

проекта

«Образование»;
•

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г.

№ 1493 «О

2

Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016–2020 гг.»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия

•

развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

•

6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

•

12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

общего

образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

•
19

января

2018

г.

№

08-96

«О

методических

рекомендациях

по

совершенствованию преподавания комплексного курса ОРКСЭ и ОДНКНР».
Общая характеристика учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы»
Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» дополняет и углубляет
раздел

социально-гуманитарной

направленности

«Человек

и

общество»

предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».
Базовой идеей модуля «Народы России: дорога дружбы» является идея
сохранения

и

приумножения

духовного

и

культурного

потенциала

многонационального народа Российской Федерации на основе единства и дружбы
народов,

межнационального

(межэтнического)

согласия,

российского

патриотизма. Методологической основой концепции модуля является этнология
(от древнегреч. έθνος — народ, племя) — наука о происхождении, расселении и
функционировании народов-этносов, в предмете изучения которой значительное
место уделяется этнической культуре и механизмам взаимодействия этносов.
Спецификой учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» является
направленность его содержания на формирование у выпускников начальной
3

школы базового уровня этнологической грамотности, которая поможет им
осознавать роль культурного многообразия человечества, бережно относиться к
традициям своего и других этносов, уважать опыт прошлых поколений и
современного им старшего поколения.
Актуальность предлагаемого учебного модуля определяется его вкладом в
формирование практических навыков этнокультурного общения, что позволит
дополнить

коммуникативную

и

социокультурную

компетенции

младших

школьников важными для современной языковой и межэтнической ситуации
этнокультурными компетенциями, востребованными в сфере межнационального
общения.
Содержание учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» в полной
мере раскрывает воспитательные возможности содержания учебного предмета
«Окружающий

мир»,

поскольку

позволяет

учителю

демонстрировать

обучающимся примеры проявления человеколюбия и добросердечности, любви к
большой Родине (России) и малой родине, создаёт условия для усвоения знаний
основных норм, духовных и культурных традиций многонационального народа
Российской Федерации, способствует формированию позитивного отношения к
базовым ценностям российского общества.
Содержание
способствует

учебного

достижению

модуля

«Народы

личностных

России:

результатов

дорога

дружбы»

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования, отражающих
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ, историю России. В соответствии с базовой идеей
учебного модуля понимание обучающимися идеи единства российского народа не
противоречит осознанию ими своей этнической и национальной принадлежности.
Так, в результате освоения содержания раздела «Золотая книга российского
народа» (в 4 классе) должно сформироваться представление о том, что общего у
россиян больше, чем различий, и что объединяет их совместное историческое
прошлое и участие в современной общественной, экономической и культурной
жизни России.
4

Перечисленные выше метапредметные и личностные результаты освоения
содержания учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» коррелируют с
культурными ценностями различных этнических групп обучающихся, духовными
ценностями

отечественной

культуры,

нравственно-этическими

ценностями

многонационального народа России, социальными компетенциями и моделями
поведения младших школьников, которые должны быть сформированы в
результате реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся
в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Это расширяет
возможности использования учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»
для практической реализации целей и задач воспитания, например в рамках
инвариантных модулей Программы воспитания «Школьный урок» или «Курсы
внеурочной деятельности».
С учётом специфики учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» его
целями при получении начального общего образования в свете требований
Стандарта являются становление основ позитивной гражданской, этнической и
глобальной идентичности на основе представления образа России как единого
государства, целостность которого обеспечивается тесной взаимосвязью народов,
проживающих на его территории и составляющих нацию наций, а также духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие
ими основных норм, нравственных установок, национально-культурных традиций
многонационального

народа

Российской

Федерации,

базовых

ценностей

российского общества.
Достижение поставленных целей конкретизируется решением следующих
задач:
•

прививать детям любовь к большой Родине (России) и малой родине

(месту, где человек родился или, откуда идут корни), к планете Земля в целом,
включая бережное отношение к природе и человеку;
•

воспитывать интерес и уважение ребёнка к родной для него этнической

культуре и к культурам других народов России (мира); способствовать их
восприятию как единства в многообразии;
5

•

формировать межкультурные компетенции, понимание, что культура

любого этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами, включает в
себя традиции и новации;
•

способствовать воспитанию чувства сопричастности к происходящим в

стране событиям, к совместному историческому прошлому и к современной
жизни многонационального народа России;
•

формировать систему знаний о мире и способах деятельности в нём,

желание вносить личный вклад в сохранение и приумножение культурного
наследия своего многонационального государства, своего этноса, мира в целом;
•

развивать познавательную активность и критическое мышление учащихся;

•

создать условия

для раскрытия творческого потенциала младших

школьников;
•

освоить

доступные

способы

изучения

общества

(с

получением

информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве).
Примерная рабочая программа учебного модуля «Народы России: дорога
дружбы» учитывает требование Стандарта по использованию в обучении
технологий деятельностного типа: предоставление обучающимся возможности
для эффективной самостоятельной и проектной работы; включение в процессы
познания внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города,
региона);

формирование

образовательной

среды,

включающей

урочную,

внеурочную и внешкольную деятельность.
Содержание учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» включает
информацию о правилах традиционных спортивных игр, о технологии создания
традиционных жилищ, костюмов, сувениров, о традиционной музыке и пении
российских этносов, поэтому ряд тем предполагает интеграцию с учебными
предметами базового цикла — изобразительным искусством, технологией,
физкультурой, музыкой, литературным чтением. С учебными курсами «Основы
религиозных культур и светской этики» в 4 классе и «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5 классе учебный модуль «Народы
6

России: дорога дружбы» объединяют такие общие цели образования, как
формирование

ценностных

и

мировоззренческих

установок,

духовно-

нравственное развитие и воспитание обучающихся. Система планируемых
личностных и метапредметных результатов всех этих курсов социальногуманитарной направленности выявляет общность познавательных, личностных,
регулятивных и коммуникативных действий, имеющих междисциплинарный
характер и отражённых в программе «Формирование универсальных учебных
действий».
Место учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»
в учебном плане
Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» может быть включён в
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений
для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии
со Стандартом часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает: учебные занятия для углублённого изучения
отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» рассчитан на общую
учебную нагрузку в объёме 135 часов: 33 часа в 1 классе, по

34 часа во 2, 3 и в 4

классах.
В 1 классе при отсутствии

в учебном плане

части, формируемой

участниками образовательных отношений, темы учебного модуля

могут

включаться как дополнительный материал в интегрированные уроки по учебным
предметам базового цикла (изобразительное искусство, технология, физкультура,
литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке),
использоваться как основа для проведения внеклассных мероприятий, для
организации

внеурочной деятельности, например работы кружка «Народы

России: дорога дружбы».
По решению образовательной организации учебный модуль

«Народы

России: дорога дружбы» может быть также использован для реализации духовно7

нравственного направления внеурочной деятельности. Стандарт определяет
внеурочную деятельность как неотъемлемую часть образовательной деятельности.
Помимо учебного плана, может составляться план, регламентирующий занятия
внеурочной деятельности. Величина недельной образовательной нагрузки
(количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется
за пределами количества часов, отведённых на освоение обучающимися учебного
плана, но не более 10 часов. Организация, реализующая курс для 1 класса во
внеурочное время, может увеличить его до 34 часов при проведении итогового
занятия в форме праздника.
Ценностные ориентиры содержания учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО) направлен на обеспечение духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования, становления их гражданской идентичности как основы
развития

гражданского

общества,

сохранения

и

развития

культурного

разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской
Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального
народа России.
Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» решает задачи
образования в области патриотического и гражданского воспитания, поскольку
современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Важнейшей

целью

образования,

патриотического

и

гражданского

воспитания является формирование у детей и молодёжи общероссийского
гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности,
гордости за историю нашей страны, культуры межнационального общения,
8

основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства
граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.
Законопослушность,

правопорядок,

доверие,

развитие

экономики

и

социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это
непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и
общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Базовые понятия в обозначенной области выведены в Концепции духовнонравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России.

Многообразие культур и народов трактуется в ней как «культурное многообразие,
существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог
и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной,
общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур
многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых
культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного
выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия…»
Также в Концепции подчёркивается: «Общеобразовательные учреждения
должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты
молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире.

При

этом

образовательные

учреждения

должны

постоянно

взаимодействовать и сотрудничать с семьями учащихся, другими субъектами
социализации, опираясь на национальные традиции».
В Концепции российская нация характеризуется как «государственнотерриториальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих
политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и
общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ
Российской

Федерации,

который

представляет

собой

многоэтничную

гражданскую нацию, включающую этнические общности…» Залогом мира и
согласия является «признание и поддержка культур, традиций и самосознания
всех представителей

многонационального народа Российской Федерации,

гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также
9

политика интеграции. Межэтнический мир включает политику толерантности, то
есть признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны
и проживающих в ней граждан других стран».
Интеграция,

а

именно

сохранение

народами

своей

культурной

идентичности при объединении их в единое сообщество на равно значимом для
них основании — единственно правильный тип построения межэтнических
отношений в современном демократическом обществе.
Наличие общих целей в многоэтничном государстве, построенном на
принципах интеграции, крайне важно. Одной из объединяющих идей для россиян
может стать осознание ими природного, этнокультурного, конфессионального
разнообразия своей страны как предмета общей гордости, который надо знать,
беречь

и

приумножать.

межнационального

Успешность

общения

напрямую

процесса
зависит

воспитания
от

культуры

этнологической

и

этнопсихологической компетентности педагогов, реализующих его.

Планируемые предметные результаты освоения учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы»
Планируемые предметные результаты освоения содержания учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы» в соответствии с требованиями Стандарта
приводятся в двух блоках: (1) «Выпускник научится»; (2) «Выпускник получит
возможность научиться». Это позволяет различать систему базовых знаний и
учебных действий, которые принципиально необходимы для успешного обучения
в начальной школе (1), и систему учебных действий в отношении знаний, умений,
навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения учебного модуля (2).
В результате изучения учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»
выпускники заложат фундамент своей
грамотности,

осознают,

что

культурологической и этнологической

исторические

события,

достижения

науки,

литературы, искусства, спорта объединяют народы РФ и служат духовными
скрепами многонационального российского народа; обретут чувство гордости за

10

свою страну, чувство единения с гражданами своей страны вне зависимости от
национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений.
Выпускник научится:
‒ узнавать государственную символику Российской Федерации и регионов
Российской

Федерации,

в

том

числе

своего

региона;

перечислять

достопримечательности столицы, родного края, регионов Российской Федерации;
‒ понимать роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации, уважительно относиться к языку своего народа и других народов
России;
‒ находить на карте России географические объекты, в частности:
полуострова (Чукотка, Камчатка, Ямал, Крым); острова (Сахалин); горы (Алтай,
Уральские горы, Кавказ); реки (Амур, Волга, Нева); озёра (Байкал); океаны
(Северный Ледовитый); моря (Чёрное, Каспийское, Балтийское) и т. д.;
‒ рассказывать о природном разнообразии и городах России (Анадырь,
Петропавловск-Камчатский,

Владивосток,

Якутск,

Архангельск,

Грозный,

Нальчик, Севастополь, Бахчисарай, Казань, Уфа, города Золотого кольца России,
Петрозаводск, Калининград);
‒ указывать ведущие признаки этноса: название (этноним), язык, внешний
вид (антропологический тип);
‒ рассказывать о традиционных праздниках народов России, различать их
символику;
‒ называть исторические события, достижения спорта, объединяющие
народы РФ; имена героев мирного и военного времени разных национальностей (в
пределах содержания модуля);
‒ ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
‒ на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов; отличать литературные произведения, фольклор народов РФ от
документальных рассказов о реальных событиях;
11

‒ осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами, представителями разных этносов;
‒ используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить
факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков и
разных народов Российской Федерации;
‒ использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов
на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать понятия «многонациональный народ России», «большая
Родина» (государство), «малая родина» (регион, город, село), «культура»;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития
этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания чувств других людей, представителей других народов
и сопереживания им;
‒ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира
человека;

проявлять

уважение

и

готовность

выполнять

совместно

установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке вне зависимости от
национальной принадлежности или религиозных убеждений;
‒ определять общую цель в совместной деятельности и пути её
достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять
взаимный

контроль

в

совместной

деятельности;

адекватно

оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.
‒ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательной организации, социума, этноса, страны;
12

‒ проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке вне зависимости от национальной
принадлежности или религиозных убеждений; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
‒ формировать межкультурные компетенции, понимать, что культура
любого этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами, включает
в себя традиции и новации;
‒ проявлять уважение и готовность выполнять правила общения на основе
понимания ценности нравственных чувств и нравственного поведения по
отношению к людям разных национальностей.

Содержание учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы»
Содержание учебного модуля распределено на 4 раздела по годам обучения:
«Праздник дружбы», «Друзья приглашают в гости»; «Ярмарка мастеров России»,
«Золотая книга российского народа». Тематика и объём материала разделов
постепенно

усложняются

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

обучающихся 1‒ 4 классов. Разделы делятся на темы, принципы выделения
которых определяются содержанием учебного материала и меняются от класса к
классу.
Раздел «Праздник дружбы» делится на темы с учётом классификации
российских этносов по историко-этнографическим областям, которыми в
этнологии (антропологии) называют территории с определёнными природноклиматическими условиями, где длительное время соседствуют разные по
происхождению народы, приобретшие в результате взаимного влияния сходные
комплексы культуры.
В разделе «Друзья приглашают в гости» выделяются две большие темы,
которые, в свою очередь, подразделяются на подтемы. В теме «Праздники
народов России» географический принцип структурирования уступает место

13

сезонному, основанному на выделении традиционных праздников народов
России, отмечаемых в разные времена года и связанных с религиозными
представлениями и сезонной хозяйственной деятельностью людей. Вторая тема
посвящена фольклору народов России и включает сказки, притчи, легенды,
раскрывающие ценностные представления и культурные традиции народов РФ.
Структура раздела «Ярмарка мастеров России», который знакомит
обучающихся с материальной культурой народов России, определяется делением
на темы, посвящённые традиционным жилищам, ремёслам и промыслам,
игрушкам народов РФ.
Завершающий учебный модуль раздел «Золотая книга российского народа»
подразделяется на темы, раскрывающие разные стороны единства народов РФ,
образующих многонациональный российский народ: общая история российского
народа с его трудовыми и ратными подвигами; общие достижения в культуре,
науке и спорте; общие надежды и планы на будущее.
Первый год обучения

Раздел 1. Праздник дружбы (33 ч)
Тема 1. Наша Родина — Россия
Москва — столица России, многонационального государства. Общее
представление о разных народах России, о признаках этноса. Карта: поиск на
карте самой западной и самой восточной областей страны. Обзорное знакомство с
крупными географическими районами России: Дальний Восток, Сибирь,
Предуралье, Поволжье, Северный Кавказ, Центральная Россия, Европейский
Север. Первоначальные представления о государственных символах России.
Уважительное отношение к русскому языку – государственному языку
Российской Федерации, к языку своего народа и других народов России.
Тема 2. Встречаем гостей с Дальнего Востока
Народы, населяющие Чукотку. Примеры приветствий и имён народов
региона. Природно-климатические условия региона, приспособление к ним
людей. Арктика, тундра, полярная ночь и полярный день, северное сияние,
14

карликовые деревья, разноцветные дома на ножках-опорах, вбитых в вечную
мерзлоту, животный мир. Традиционные народные игры: чукотско-эскимосский
мяч (знак солнца) и др.
Народы, населяющие Камчатку, приветствие на ительменском языке, имена.
Природно-климатические условия полуострова, приспособление к ним людей.
Символика герба Камчатки. Традиционные игры-состязания народов Камчатки:
камчатские гонки на одной лыже, гонки на собачьих упряжках и др.
Традиционные занятия народов Камчатки — сбор съедобных растений, яиц
морских птиц.
Народы, населяющие Амурский край и остров Сахалин. Примеры
приветствий и имён народов региона. Природно-климатические условия
Амурского края и острова Сахалин (дальневосточная тайга), приспособление к
ним людей. Охота и рыболовство — традиционные занятия народов Приамурья и
Сахалина. Знакомство с традиционными народными играми (томян, рыбаки и
рыбки и др.).
Тема 3. Встречаем гостей из Сибири
Народы, населяющие Республику Саха (Якутия) и полуостров Ямал.
Примеры приветствий и имён народов региона. Природно-климатические условия
севера и центра Сибири, приспособление к ним людей: полюс холода, музей
мерзлоты и др. Кочевое оленеводство — традиционное занятие народов Крайнего
Севера и Сибири. Якуты — самые северные коневоды. Особенности якутской
лошади. Чум — традиционное жилище оленеводов. Роль собаки на Севере.
Знакомство с праздником День оленевода и традиционными народными играмисостязаниями кочевых народов севера (перетягивание палки, набрасывание
аркана-маута, оленьи гонки и др.).
Народы, населяющие Республику Алтай. Примеры приветствий и имён
народов

региона.

Природно-климатические

условия

Южной

Сибири,

приспособление к ним людей. Алтайские горы и предгорья. Наскальное
рисуночное письмо. Озеро Байкал — жемчужина России. Горнолыжный спорт на

15

Алтае. Сбор съедобных и лекарственных растений — традиционное занятие
народов Сибири. Народная алтайская игра-состязание «Тебек».
Тема 4. Встречаем гостей из Поволжья и с Урала
Народы, населяющие Республику Татарстан. Примеры приветствий и имён
народов региона. Города Поволжья: Казань, Нижний Новгород, Чебоксары,
Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Народы региона Поволжья и Предуралья.
Казанский кремль. Татарская народная игра «Тимербай». Татарская народная
сказка «Три желания».
Народы,
Башкортостана.

населяющие
Приветствие

Республику
на

Башкортостан.

башкирском

языке,

Уфа
имена.

‒

столица

Природно-

климатические условия Южного Предуралья и приспособление к ним людей:
степь, горы, леса, коневодство и скотоводство. Традиционная башкирская игра
«Липкие пеньки». Уральские сказы П. Бажова.
Население Республик Коми и Пермского края. Коми-пермяцкий народ.
Примеры приветствий и имён народов региона. Природа северной части
Поволжья и Предуралья — Республики Коми и Пермского края. Игры комипермяцкого народа «солнце», «льдинки, ветер и мороз». Сказания и сказки
народов коми и коми-пермяков.
Народы, населяющие Республику Калмыкия (низовья Волги). Приветствие
на калмыцком языке, имена. Природно-климатические условия Республики
Калмыкия: солёная вода, солончаки, ветер-суховей, растение перекати-поле и др.
Скотоводство — традиционное хозяйственное занятие калмыков. Формы
древнего народного жилища — кибитка, землянка. Символика герба Калмыкии
(лотос). Элиста. Город шахмат. Богатырь Джангар — главный персонаж
одноимённого героического эпоса калмыков. Отношение калмыцкого народа к
своему эпосу (подвиг Эрдни Деликова).
Тема 5. Встречаем гостей с Северного Кавказа и из Крыма
Народы, населяющие Северный Кавказ и Республику Дагестан (юг России).
Примеры приветствий и имён народов региона. Понятие о государственной
границе, объяснение названия «Северный Кавказ». Природа Республики
16

Дагестан: Каспийское море, Дагестанский заповедник (бархан Сарыкум, остров
Тюлений). Кавказское гостеприимство, отношение к старшим. Традиционные
хозяйственные занятия народов Северного Кавказа — земледелие и скотоводство.
Народная дагестанская игра «Защити гостя».
Народы, населяющие Чеченскую Республику. Примеры приветствий и имён
народов региона. Символика герба Чеченской Республики. Ознакомление с
высотной поясностью, особенностями горных кавказских поселений — аулов, с
древними сторожевыми и жилыми башнями, с устройством горской сакли и др.
Рассказ о подвиге участника ВОВ старшего сержанта Абухаджи Идрисова —
Героя Советского Союза. Традиционные спортивные игры-состязания чеченцев,
участие спортсменов из Чечни в международных Олимпийских играх.
Народы, населяющие Республику Северная Осетия (Алания), город
Владикавказ. Примеры приветствий и имён народов региона. Природа Северной
Осетии (Алании): река Терек, гора Казбек, гора Столовая. Кавказский барс на
гербе Республики Северная Осетия (Алания). Осетинский художник и поэт Коста
Хетагуров. Осетинские народные игры «барсы в пещерах», «дедушка-бабушка».
Осетинская легенда о горе Казбек, сказка «Что дороже». Пословицы народов
Кавказа.
Народы, населяющие Республику Кабардино-Балкария и город Нальчик.
Примеры приветствий и имён народов региона. Природа Кабардино-Балкарии:
гора Эльбрус — самая высокая в России. Альпинисты на Кавказе. Коневодство —
традиционное занятие народов Кавказа. Кабардинская порода лошадей. Джигиты
и джигитовка. Игры народов Северного Кавказа «журавли» (кабардинобалкарская), «гаккарис» (осетинская).
Обобщение представления о народах Северного Кавказа: осетины, ингуши,
кабардинцы,

балкарцы,

карачаевцы,

черкесы,

адыгейцы.

Знакомство

с

этносоциальной группой русских — терскими казаками, казачеством как
служилым сословием.
Народы, населяющие полуостров и Республику Крым: русские, крымские
татары, греки, евреи, армяне и др. Примеры приветствий и имён народов региона.
17

Природа Крыма: море, степи, скалы, солёные озера, реки. Достопримечательности
Крыма: «Ласточкино гнездо», Воронцовский дворец, Бахчисарайский (ханский)
дворец. Легенда о Бахчисарайском фонтане. Город-герой Севастополь и
Черноморский флот. Рассказ о первой сестре милосердия Даше Севастопольской
(Михайловой). Понятие «милосердие». Традиционные хозяйственные занятия
крымских татар. Игры «овца убежала», «рыба пропала».
Тема 6. Встречаем гостей из Центральной России
Русский народ. Значение приветствия «Здравствуйте!». Русские имена.
Природа Центральной России: реки Ока, Дон. Меловые столбы Дивногорья.
Муром — древний русский город. Воронеж — колыбель русского флота. Древние
русские города Золотого кольца. Гербы городов (регионов) России, указывающие
на традиционные и современные занятия людей (викторина). Русские народные
игры «Арина», «Бабка-ёжка». Русский богатырь Илья Муромец. Южнорусская
хата и северная русская изба.
Тема 7. Встречаем гостей с Европейского Севера
Народы региона Европейский Север России: карелы, финны; поморы —
морские рыболовы и открыватели земель. Примеры приветствий и имён народов
региона. Природа Крайнего Севера и «крайнего запада» европейской части
России: Белое, Баренцево, Балтийское моря, озера Карелии, водопад Кивач,
лесные растения. Янтарь. Игра «лесник» (на основе игры «садовник») —
закрепление знаний о съедобных ягодах северных лесов. Города: Петрозаводск,
Архангельск,

Санкт-Петербург,

Калининград

(расположение,

достопримечательности). Знакомство с карело-финским эпосом «Калевала»,
карельская сказка «Почему в море вода солёная».
Тема 8. Праздник кончается, дружба продолжается
«Путешествие» от самого восточного края страны до самого западного края.
Уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других
народов России.

Тематическое планирование учебного курса
«Народы России: дорога дружбы»
18

1 класс
Всего
В том числе
Итоговое занятие

33 ч
2

В начале учебного года проводится вводное занятие.

В конце года

подведение итогов изучения раздела осуществляется на празднике Дружбы, где
обучающиеся демонстрируют свои личные достижения, участвуя в выставках
рисунков или поделок, в викторинах, конкурсах, играх.
Тематическое планирование предполагает использование разнообразных
форм организации учебных занятий и видов учебной деятельности.
Введение. Наша Родина — Россия: урок-беседа, работа с картой России,
создание родословного дерева семьи (рисунок), составление устного рассказа,
создание эмблемы праздника Дружбы.
Встречаем гостей с Дальнего Востока: урок-беседа, работа с картой
России, создание рисунков, работа с текстом, игры, изготовление моделей
корабликов (оригами), составление рассказа по иллюстрациям.
Встречаем гостей из Сибири: урок-беседа, работа с картой России, работа
со словами, создание моделей-фигурок из пластилина.
Встречаем гостей из Поволжья и с Урала: урок-беседа, работа с картой
России, работа со словами, инсценировка народной сказки, интервьюирование
старших членов семьи, составление рассказа о народе, создание рисунков, работа
с пословицами.
Встречаем гостей с Северного Кавказа и из Крыма: урок-беседа, работа с
картой России, составление устного рассказа, работа с текстом, создание
рисунков, работа с пословицами, инсценировка народной сказки, викторина,
подготовка сообщения.
Встречаем гостей из Центральной России: урок-беседа, работа с картой
России, интервьюирование старших членов семьи, работа с текстом, составление
устного рассказа.

19

Встречаем гостей с Европейского Севера: урок-беседа, работа с картой
России, интервьюирование старших членов семьи, инсценировка народной
сказки, викторина, подготовка сообщения, составление устного рассказа.
Итоговое занятие. Праздник кончается, дружба продолжается: урокбеседа, подготовка и проведение выставки, викторина, конкурсы, игры.
№ п/п
1

Разделы и темы курса
Введение

Количество
часов
1

Встречаем гостей с Дальнего Востока (5 ч)
2–3

Встреча первая (народы, населяющие Чукотку)

2

4

Встреча вторая (народы, населяющие Камчатку)

1

5–6

Встреча третья (народы, населяющие Амурский край и
остров Сахалин)

2

Встречаем гостей из Сибири (4 ч)
7–8

9–10

Встреча первая (народы, населяющие Республику Саха
(Якутия) и полуостров Ямал)
Встреча вторая (народы, населяющие Республику
Алтай)

2

2

Встречаем гостей из Поволжья и с Урала (7 ч)
11–12

13–14

15–16

17

Встреча первая (народы, населяющие Республику
Татарстан)
Встреча вторая (народы, населяющие Республику
Башкортостан)
Встреча третья (население Республики Коми и
Пермского края)
Встреча четвёртая (народы, населяющие Республику
Калмыкия (низовья Волги)

2

2

2

1

20

Встречаем гостей с Северного Кавказа и из Крыма (10 ч)
18–19

20–21

22–23

24–25

26–27

28–29

30–31

32–33

Встреча первая (народы, населяющие Северный Кавказ
и Республику Дагестан (юг России)
Встреча вторая (народы, населяющие Чеченскую
Республику)
Встреча третья (народы, населяющие Республику
Северная Осетия (Алания), город Владикавказ)
Встреча четвёртая (народы, населяющие Республику
Кабардино-Балкария и город Нальчик)
Встреча пятая (народы, населяющие полуостров и
Республику Крым)

Встречаем гостей из Центральной России (2 ч)
(русский народ)
Встречаем гостей с Европейского Севера (2 ч)
(народы региона Европейский Север России)

Итоговое занятие. Праздник кончается, дружба
продолжается
Итого

2

2

2

2

2

2

2

2
33

Система условий реализации примерной рабочей программы
Для реализации программы учебного модуля «Народы России: дорога
дружбы» в начальной школе необходимо оптимальное оснащение учебного
процесса, использование разнообразных средств, обогащающих занятия и
позволяющих организовать различные формы внеурочной деятельности по
изучаемому предмету.

21

Обязательным условием проведения современного урока является также
систематическое и планомерное использование разнообразных мультимедийных,
компьютерных и информационно-коммуникационных технологий, которые
расширяют представления обучающихся о родной стране, способствуют развитию
интереса к культуре, традициям и языку народов РФ и являются мощным
мотивационным средством изучения курса.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательной
деятельности должно обеспечивать возможность: создания и использования
информации (в том числе запись и обработку изображений и звука, выступления с
аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
получения информации различными способами (поиск информации в сети
Интернет, работа в библиотеке и др.); проведения массовых мероприятий,
собраний, представлений.
Материально-техническое обеспечение
1. Стенды для постоянных и временных экспозиций.
2. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации; компьютер;
мультимедиа-проектор;

интерактивная

доска;

магнитная

доска;

коллекция

медиаресурсов; выход в Интернет.
3. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы, плакаты, карты, в
том числе настенная карта России, портреты).

Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Указы Президента Российской Федерации:
— от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

22

— от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №
1666».
4. Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке и
представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
5. Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 о
«Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016—2020 гг.».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России
от 31 декабря 2015 г. № 1576).
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая
2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 января
2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях по совершенствованию преподавания
комплексного курса ОРКСЭ и ОДНКНР».

Учебно-методическое обеспечение
1.

Культура мира и согласия: природа, общество, человек. Наш дом — планета Земля:

Учеб.-метод. пособие для учителя начальной школы (1—2 части). М.: Этносфера: Московские
учебники, 2007.
2.

Найденова Е. А. Что означает слово «народ»? [Стихотворение-игра]. М.: Этносфера,

2015.
3.

Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. Приглашаем на праздник дружбы.

1 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Найденова, О. Н. Журавлева; под ред. В.
А. Тишкова. М.: Просвещение, 2020.

23

4.

Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. Друзья приглашают в гости. 2

класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / М. Ю. Мартынова, О. Н. Журавлева; под ред. В.
А. Тишкова. М.: Просвещение, 2020.
5.

Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. Ярмарка мастеров России. 3 класс:

Учеб. для общеобразоват. организаций / М. Ю. Мартынова, О. Н. Журавлёва; под ред. В. А.
Тишкова. М.: Просвещение, 2020.
6.

Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. Золотая книга российского народа.

4 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Власенко, С. Н. Рудник, О. Н.
Журавлёва; под ред. В. А. Тишкова. М.: Просвещение, 2020.
7.

Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 1 класс: Методическое пособие с

примером рабочей программы к учебнику под ред. В. А. Тишкова / О. А. Борисова.

М.:

Просвещение, 2020.
8.

Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 2 класс: Методическое пособие с

примером рабочей программы к учебнику под ред. В. А. Тишкова / О. А. Борисова. М.:
Просвещение, 2020.
9.

Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 3 класс: Методическое пособие с

примером рабочей программы к учебнику под ред. В. А. Тишкова / О. А. Борисова.

М.:

Просвещение, 2020.
10. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 4 класс: Методическое пособие с
примером рабочей программы к учебнику под ред. В. А. Тишкова / О. А. Борисова. М.:
Просвещение, 2020.
11. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных
работ обучающихся, проведения самостоятельных работ.

Информационные ресурсы
1. Мы живём в России. Видеоэнциклопедия нашей страны. Страна производства — Россия.
2004–2007 г. / Гора самоцветов (Mountain of Gems). Московская анимационная студия «Пилот».
2. Шушарина Н. П. Играем в традиционные игры народов Севера [Текст] программа
дополнительного образования детей. ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север», 2011.
URL: http://cdod5.ru/images/DOPOLNITELNOE_MENU/BIBLIOTEKA/18.pdf (дата обращения:
10.09.2020).
3. Игры детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока / авт.-сост. Л. Г.
Кочеткова.

URL:

https://infourok.ru/podvizhnie-igri-narodov-dalnego-vostoka-v-pomosch-

vospitatelyu-1663013.html (дата обращения: 10.09.2020).
4.

Праздник

народных

игр

«Эл-Ойын».

Игры

детей

Алтая.

URL:

http://ded-

altai.ru/history/prazdnik_narodnykh_igr_el-ojjyn (дата обращения: 10.09.2020).
24

5. Татарские сказки и произведения татарских писателей в мультимедийной звуковой
иллюстрированной форме / Бала.рф. Детская мультимедийная библиотека [Электронный
ресурс]. URL: http://balarf.ru/ (дата обращения: 10.09.2020).
6. Татармультфильм [Электронный ресурс]. URL: http://tatarcartoon.ru (дата обращения:
10.09.2020).
7. Башкирские народные игры. URL: https://nekrasov.izh-cbs.ru/sites/default/files/traditionpdf/bash_narodnie_igri.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
8. Игры народов Северного Кавказа / авт.-сост. С. В. Дьяченко. URL: https://infourok.ru/igrinarodov-severnogo-kavkaza-2214481.html (дата обращения: 10.09.2020).
9. Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» [Электронный ресурс].
2020. URL: https://ludorvay.ru (дата обращения: 16.03.2020).
10. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник [Электронный ресурс]. URL: https://vladmuseum.ru/ru/ (дата обращения:
16.03.2020).
11. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Казанский Кремль» [Электронный ресурс]. 2007–2020. URL: https://kazan-kremlin.ru (дата
обращения: 15.03.2020).
12. Журнал «Вестник антропологии» [Электронный ресурс] // Институт этнологии и
антропологии РАН [2014–2020]. URL: http://antromercury.ru (дата обращения: 10.03.2020).
13. Праздничные и памятные дни. Сабантуй // Официальный Татарстан. 2020. URL:
http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm (дата обращения: 15.03.2020).
14. Российские праздники: от Карелии до Камчатки // Моя планета. 2020. URL: https://moyaplaneta.ru/travel/view/rossijskie_prazdniki_ot_karelii_do_kamchatki_16272

(дата

обращения:

15.03.2020).
15. Тюльпан. Сайт государственного академического ансамбля песни и танца Калмыкии
[Электронный ресурс]. 2020. URL: https://tulpanelista.ru (дата обращения: 16.03.2020).
16. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс].
1997—2020. URL: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 10.03.2020).
17. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари,
энциклопедии [Электронный ресурс] // ФЭБ Русская литература и фольклор [2002–2020]. URL:
http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm (дата обращения: 10.03.2020).
18.

Государственный

Эрмитаж

[Электронный

ресурс].

1998–2020.

URL:

https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru (дата обращения: 10.03.2020).

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».