орлята россии 1,4 кл.

Пояснительная запискаСодержательные основы Программы развития социальной
активности обучающихсяначальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику
общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России.
Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте
Программы
рассматривается
как
творчески-преобразовательное
отношение
социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления
возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное
отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие
социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект
общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия
коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного
воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими,
запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и
обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В.
Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.:
Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)

Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена. (Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах
и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В.
Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов
П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой.
– М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47).
Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа,
познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В
группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие
проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микрогруппа:
методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок»,
2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования
творческих поручений.
1.1.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и
требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений,
обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его
смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на
основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания
программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных
традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения
добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду,
понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.

Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
1.2.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать
вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие
и увлекательное приключение!
1.3.
Методологической основой Программы является воспитание в
коллективно-творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук,
профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов
считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество
взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся
и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать и считать, но
и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе
учатся жить».
Материалы Программы позволяют педагогам использовать подготовленные
материалы в работе с детьми 1-4 классов. При этом, понимая огромную разницу между
обучающимися 1 класса и более старших параллелей, мы развели логику реализации и
содержание треков Программы в соответствии с этими особенностями.
1.4.
Построение курса внеурочной деятельности для 1 класса
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов.
Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности
развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией
детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России»,
знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти.
Последовательность треков, а также количество занятий в каждом треке для
обучающихся в первом классе отличается от предлагаемых для остальной начальной
школы.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в
первой четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых
занятия, по два в каждом месяце четверти.

Четверть

Деятельность
4 игровых занятия для:
- вхождения ребёнка в
ритм и атмосферу
школьной деятельности;
- включения детей в
деятельность,
мотивирующую на
дальнейшее участие в
Программе.

Занятия:
- с использованием игр на
командообразование,
создание благоприятной
I
психоэмоциональной
четверть
атмосферы в классе,
мотивацию на участие в
Программе;
- для приобретения опыта
совместной деятельности в
команде,
- для выявления лидеров и
формирования в
дальнейшем микрогрупп
для использования
методики ЧТП
(чередования творческих
поручений).
- первичная оценка уровня
сплочённости класса.
Каникулы с 30 октября по 7 ноября
Вводный «Орлятский
урок» для первоклассников
II
четверть

«Орлёнок – Эрудит»

Даты
сентябрь,
октябрь

Комментарии
В первой четверти учителю
необходимо решить ряд
главных задач: введение
первоклассника в новый для
него школьный мир, помощь
ребёнку в адаптации к новым
социальным условиям,
сохранение/настрой на
позитивное восприятие
учебного процесса.
А также развитие мотивации
детей на участие в Программе
«Орлята России».
У каждого учителя есть
собственный опыт решения
выше обозначенных задач, и к
этому опыту в рамках
подготовки к участию в
программе «Орлята России» мы
предлагаем добавить
проведение четырёх игровых
занятий.
Дни и время, удобное для их
проведения, педагог выбирает
самостоятельно.

08-09
ноября

Основными задачами являются
старт Программы для детей и
эмоциональный настрой класса
на участие в Программе.
Ко второй четверти учебный
процесс и все связанные с ним
новые правила

11-25
ноября

«Орлёнок – Доброволец»

«Орлёнок – Мастер»

Каникулы с 26 декабря по 8 января
«Орлёнок – Мастер»

«Орлёнок – Спортсмен»
III
четверть

28 ноября –
14 декабря

15-23
декабря

9-20 января

23 января –
10 февраля

жизнедеятельности становятся
для ребёнка более понятными.
Данный трек позволит, с одной
стороны, поддержать интерес к
процессу получения новых
знаний, с другой стороны,
познакомить обучающихся с
разными способами получения
информации.
Тематика трека актуальна
круглый год. Важно, как можно
раньше познакомить
обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтёр»,
«волонтёрское движение».
Рассказывая о тимуровском
движении, в котором
участвовали их бабушки и
дедушки, показать
преемственность традиций
помощи и участия. В решении
данных задач учителю поможет
празднование в России 5
декабря Дня волонтёра.
Мастерская Деда Мороза:
подготовка класса и классной
ёлки к новогоднему празднику /
участие в новогоднем классном
и школьном празднике.
Знакомимся с мастерами
различных профессий;
посещаем места работы
родителей-мастеров своего
дела, краеведческие музеи и пр.
К середине учебного года у
всех школьников нарастает
гиподинамический кризис,
повышается утомляемость. Как
следствие, согласно статистике,
середина учебного года – это
один из периодов повышения
заболеваемости среди
школьников.
Рекомендуем к предложенному
содержанию трека добавить
больше занятий, связанных с

двигательной активностью,
нахождением детей на свежем
воздухе.
Каникулы с 13 февраля по 19 февраля
«Орлёнок – Хранитель 20 февраля –
10 марта
исторической памяти»

«Орлёнок – Эколог»

Каникулы с 27 марта по 2 апреля
«Орлёнок – Лидер»

13 марта – 12
апреля

13 апреля –
28 апреля

IV
четверть

Подведение итогов
участия в Программе в
текущем учебном году

1 мая –
24 мая

Основная смысловая нагрузка
трека:
Я – хранитель традиций своей
семьи,
Мы (класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы – хранители
исторической памяти своей
страны.
Решению задач трека будет
способствовать празднование
Дня защитника Отечества,
Международного женского дня
и других праздников.
Пробуждение природы после
зимы даёт учителю более
широкие возможности для
проведения трека. Часть
мероприятий можно уже
проводить за пределами здания
школы. Расширяются
возможности
использования природного
материала, возможности
проведения различных
экологических акций и пр.
В логике Программы важно,
чтобы все треки прошли до
трека «Орлёнок – лидер», так
как он является завершающим и
подводящим итоги участия
первоклассников в Программе в
учебном году.
Основными задачами являются
оценка уровня сплочённости
класса и приобретенных
ребёнком знаний и опыта
совместной деятельности в
классе как коллективе.
В УМК – использование
игровых методов диагностики
результатов.

Основными результатами,
которые нам необходимо
оценить станут:
- личностное развитие ребёнка
(изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного
участника»);
- сформированность класса как
коллектива;
- уровень принятия/осознания
ценностей, заложенных в
Программе.

1.5.
Построение курса внеурочной деятельности для 4 класса
Реализация программы «Орлята России» для детей с4 классы начинается с
первой четверти учебного года.
Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное
творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми
установками для сохранения смыслов Программы.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята
России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель
выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные
уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в регионах
сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не
семестрами/ триместрами.
Четверть

I
четверть

Деятельность

Вводный
«Орлятский урок»
для детей первого
года участия в
Программе
Вводный
«Орлятский урок»
для детей второго
года участия в
Программе
«Орлёнок – Лидер»

Даты

Комментарии

сентябрь

Основными задачами являются старт
Программы для детей и
эмоциональный настрой класса на
участие в Программе.

октябрь

Реализация Программы начинается с
данного трека, который позволяет
актуализировать/ приобрести опыт
совместной деятельности в
коллективе, что необходимо в начале
учебного года. Также занятия трека

позволят выявить первичную оценку
уровня сплочённости класса и
лидеров для дальнейшего
формирования микрогрупп.
Каникулы с 30 октября по 7 ноября
«Орлёнок – Эрудит»

ноябрь

II
четверть
«Орлёнок – Мастер»

Каникулы с 25 декабря по 8 января
Игра для подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе

декабрь

январь

«Орлёнок –
Доброволец»

январь

«Орлёнок –
Спортсмен»

февраль

III
четверть

Вторая четверть отличается высокой
мотивацией у детей на учебную
деятельность. В этот временной
промежуток в школах проходят
различные олимпиады.
В рамках трека происходит
знакомство ребёнка с разными
способами получения информации.
Данный трек проходит в два этапа:
1 – подготовка новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2 – знакомство с мастерами своего
дела и лучшими мастерами
региона/страны.
Игра по итогам 3х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игру учитель проводит
самостоятельно, используя
предоставленные методические
рекомендации.
Тематика трека актуальна круглый
год, поэтому учитель может
обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей и истории
добровольческого/ волонтерского/
тимуровского движения в любое
время учебного года.
Учитывая разницу в погодных
условиях предлагается трек провести
в данное время: в большинстве школ
проходят различные соревнования,
посвященные 23 февраля и пр. В том
числе, в соответствии с возрастом,
можно провести Весёлые страты,
«Папа, мама, я – спортивная семья» и
другие соревнования, чтобы
минимизировать воздействия
гиподинамического кризиса
середины учебного года.

«Орлёнок – Эколог»

Каникулы с 26 марта по 2 апреля
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»

IV
четверть

Подведение итогов
участия в Программе
в текущем учебном
году

март

Несмотря на большую разницу в
климате регионов страны, весна –
наиболее благоприятный период для
реализации трека. Погодные условия
позволяют уже часть мероприятий
трека проводить за пределами здания
школы.

апрель

В логике Программы важно, чтобы
все треки прошли до трека «Орлёнок
– хранитель исторической памяти»,
так как он является треком,
подводящим итоги участия в учебном
году. Основная смысловая нагрузка
трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
В УМК – использование игровых
методов диагностики результатов.
Основными результатами, которые
нам необходимо оценить, станут:
- личностное развитие ребёнка
(изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного
участника»);
- сформированность класса как
коллектива;
- уровень принятия/осознания
ценностей, заложенных в Программе.

май

Класс

1 класс

Логика построения треков
Подготовка к
участию в
Программе
4 игровых
занятия

Класс
Орлятский
урок

2 класс

1 занятие
Орлятский
урок

Погружение в
тематику трека
(работа с
понятиями,
качествами – 1
класс – устно)

1 занятие
Введение в тематику
трека, погружение.
Работа с понятиями,
определениями
2 класс (работа с
понятиями,
качествами – с
привлечением
словарей, справочной
литературы)

2 занятие
Занятия/мастерклассы, участие в
которых поможет
детям выработать
идею для КТД

2 занятие
Закрепление
понятий трека.
Дела и события,
которые
проводит
учитель.

Реализация трека
3 – 5 занятия
Встречи с интересными людьми по тематике трека.
Подведение итогов, опорные схемы, анализ,
награждение.
Диагностика.
*Готовится педагогом по предложенным
рекомендациям с учётом регионального компонента

Реализация трека
3 – 6 занятия
7 – 9 занятия
Дела и события с
Встречи с интересными людьми по тематике трека.
Подведение итогов, опорные схемы, анализ2,
элементами КТД
награждение.
Диагностика.

Класс

3–4
класс

Орлятский
урок

1 занятие
Погружение в
тематику трека
(работа с
понятиями,
качествами)

2 – 4 занятия
Занятия/мастерклассы, участие в
которых поможет
детям выработать
идею для КТД

Реализация трека
5 занятие
6 занятие
Подготовка
Реализация КТД
КТД
(для себя,
параллельного
класса, родителей,
младших классов)

7 – 9 занятия
Встреча с интересным человеком
по тематике трека.
Подведение итогов, опорные
схемы, анализ, награждение.
Диагностика.

Целевой блок и предполагаемые результаты
освоения
курса
внеурочной деятельности.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно- деятельностный подход,
позволяющий
за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия для
формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где
даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь
на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать
применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми
трекам Программы отдельно для 1, 2 и 3-4 классов. Изменение позиции ребёнка в
реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективнотворческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших
школьников в зависимости от класса. Предлагаемая последовательность треков –
результат анализа реализации Программы в 2021-2022 учебном году, а также
аналитических сессий Консультационного совета Программы (временный
совещательный орган создан в феврале 2022г. в ВДЦ «Орлёнок» на базе отдела
обеспечения реализации Программы «Орлята России»).
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству,
его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.

14

5.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Предполагаемые результаты курса.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены
в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года»
младший школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы
(понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России,
Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности
граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни,
ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую
принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека,
семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате
участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни
класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе,
особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
знаний);
●
демонстрирует социально-значимую активность в социуме
(демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам
почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми

разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает
старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду,
людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается
в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы,
активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в
деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке)

Календарно-тематическоепланирование 1 класс
Срок проведения

Тема

Подготовительный этап к участию в Программе
сентябрь
Игровая программа «Играй, узнавай,
найди друзей в классе»
сентябрь
«Мы будем друзьями в классе»
октябрь
«Волшебные слова дружбы»
октябрь
«Правила настоящих друзей»
8-9 ноября
Вводный Орлятский урок
«Орлёнок – Эрудит»
11 ноября
«Кто такой эрудит?»
13 ноября
«Эрудит – это…»
18 ноября
«Всезнайка»
22 ноября
«Встреча с интересным эрудитом –
книгой»
25 ноября
«Подведём итоги»
«Орлёнок – Доброволец»
29 ноября
«От слова к делу»
2 декабря
«Спешить на помощь безвозмездно»
6 декабря
«Совместное родительское собрание
«Наша забота!»
9 декабря
«Доброволец – это доброе сердце»
13 декабря
«Подведём итоги»
«Орлёнок – Мастер»
16 декабря
«Мастер – это…»
20 декабря
«Мастерская Деда Мороза …»
23 декабря
«Класс мастеров»
10 января
«Классная ёлка»
13 января
«Новогоднее настроение
«Орлёнок – Спортсмен»
24 января
«Утро мы начнём с зарядки»
27 января
«Сто затей для всех друзей
31 января
«Весёлые старты»
3 февраля
«Самые спортивные ребята моей
школы»
8 февраля
«Азбука здоровья»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
21 февраля
«Орлёнок – хранитель исторической
памяти»
24 февраля
«История школы – моя история»
28 февраля
«Поход в музей»
03 марта
«Поход в музей»
06 марта
«Историческое чаепитие»
«Орлёнок – Эколог»
14 марта
«ЭКОЛОГиЯ»
17 марта
«Каким должен быть настоящий
эколог?»
4 апреля
«В гости к природе»
7 апреля
«Мы друзья природе»
11 апреля
«Орлята – экологи»
«Орлёнок – Лидер»
14 апреля
«Лидер – это…»
18 апреля
«Я хочу быть лидером!»
21 апреля
«С командой действую!»
25 апреля
«Как становятся лидерами?»
28 апреля
«Мы дружный класс»
Подведение итогов
1-25 мая
Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году
ИТОГО:

5.1

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Срок проведения
Старт Программы
сентябрь
«Орлёнок – Лидер»
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

Тема

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
41

Количество
часов

Вводный «Орлятский урок»

1

«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
«В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу»

1
1
1
1
1

октябрь
октябрь
октябрь
«Орлёнок – Эрудит»
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
«Орлёнок – Мастер»
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

КТД «Вместе мы сможем всё»
«Встреча с тем, кто умеет вести за
собой»
«Мы дружный класс!»

1
2

«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с эрудитом «Хотим всё
знать!»
Итоги трека «На старте новых
открытий»

1
1
1
1
1
1
2

«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим
итоги
Подведение промежуточных итогов
январь
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Доброволец»
январь
«От слова к делу»
январь
«Спешить на помощь безвозмездно!»
январь
КТД «Создай хорошее настроение»
январь
«С заботой о старших»
январь
Подготовка КТД «От идеи к делу»
январь
КТД «Подари улыбку миру!»
январь
«Доброволец – это доброе сердце»
январь
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
февраль
«Движение – жизнь!»
февраль
«Основы ЗОЖ»

1

1

1
1
1
1
1
1
2
1

2

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
«Орлёнок – Эколог»
март
март
март
март
март

«Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»

«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи
природы»
март
Игра по станциям «Путешествие в
природу»
март
Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
март
«Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
апрель
«Орлёнок – Хранитель исторической
памяти»
апрель
«Традиции моей страны»
апрель
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
апрель
«Знать, чтобы хранить»
апрель
КТД «История становится ближе»
апрель
КТД «Мы – хранители памяти»
апрель
«Расскажи мне о России»
апрель
«Мы – хранители»
Подведение итогов
май
Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году
ИТОГО:

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
2
1
2
68

Библиографический список
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011
г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.)
2.
Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр
(изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебно-методический центр, 2020.
– 80 с. – Текст: непосредственный.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
4.
Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И.
Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
5.
Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель
внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. № 5. С. 45- 47, 55.
6.
Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной
деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн.
Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
7.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный
подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
8.
Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе
воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальная
школа. 2015. № 11. С. 49-53.
9.
Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика
/ Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. : табл.;
20 см. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8, 2009 г.); ISBN 978-5-88753114-4. – Текст: непосредственный.
10.
Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов
общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки социальности :
практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014. – 72 с.
11.
Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности школьников:
учебно-методическое пособие. – СПб, Издательство «КультИнформПресс», 2021. – с. 77
12.
Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И.,
Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина М.Р.,
Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва: ИД
«Научная библиотека», 2016. 158 с.
13.
Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И. И.
Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».