1. 2. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология. Индустриальные технологии» разработана для учащихся 7 класса на основе следующих нормативных документов: • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897; • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»; • Примерная программа основного общего образования Технология: программа: 5-8 классы/А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана –Граф, 2014; Место предмета в учебном плане В учебном плане Песковатской СШ-филиала МБОУ «ГСШ №1» на изучение предмета «Технология. Индустриальные технологии» в 7 классе выделено 2 часа в неделю, из часов для обязательного изучения, всего 68 часов в год. Цели и задачи учебного предмета Основными целями изучения учебного предмета «Технология. Индустриальные технологии» являются: • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях; • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности; • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. Результаты освоения учебного предмета «Технология». Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология. Индустриальные технологии»: • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; • проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология. Индустриальные технологии»: • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательнотрудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология. Индустриальные технологии»: в познавательной сфере: • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; • формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; • практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; • проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; • применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов; • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; • овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере: • планирование технологического процесса и процесса труда; • подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; • подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов; • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; • соблюдение трудовой и технологической дисциплины; • соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; • документирование результатов труда и проектной деятельности; в мотивационной сфере: • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; • осознание ответственности за качество результатов труда; • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности; • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; • направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере: • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда; • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; • художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; в коммуникативной сфере: • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; • устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; • определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; • интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями; • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; • аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; • овладение устной и письменной речью; • построение монологических контекстных высказываний; • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере: • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; • соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований; • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности. Методы обучения Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность Формы организации Основными формами организации познавательной деятельности обучающихся являются групповые, парные и индивидуальные. Формы контроля Приоритетными методами контроля являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, опрос и тестировании 1. Учебно-тематический план Количество часов № п/п Наименование разделов, тем Всего Теоретические Практическое занятие Введение 2 2 - Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасной работы на уроках технологии. 2 2 - Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов. 18 9 9 3-4 Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины. 2 1 1 5-6 Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины. 2 1 1 7-8 Заточка и настройка дереворежущих инструментов 2 1 1 9-10 Отклонения и допуски на размеры детали 2 1 1 11-12 Столярные шиповые соединения 2 1 1 13-14 Технология шипового соединения деталей 2 1 1 15-16 Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель 2 1 1 17-18 Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины 2 1 1 19-20 Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости 2 1 1 18 7 11 21-22 Классификация сталей. Термическая обработка сталей. 2 2 - 23-24 Чертежи деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках 2 1 1 25-26 Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. 2 1 1 27-28 Виды и назначение токарных резцов 2 1 1 1-2 Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов 29-30 Управление токарно-винторезным станком 2 - 2 31-32 Приемы работы на токарно-винторезном станке 2 - 2 33-34 Технологическая документация для изготовления изделий на станках 2 1 1 35-36 Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка 2 1 1 37-38 Нарезание резьбы 2 - 2 16 8 8 39-40 Художественная обработка древесины. Мозаика. 2 1 1 41-42 Технология изготовления мозаичных наборов 2 1 1 43-44 Мозаика с металлическим контуром 2 1 1 45-46 Тиснение по фольге. 2 1 1 47-48 Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла) 2 1 1 49-50 Басма 2 1 1 51-52 Просечной металл 2 1 1 53-54 Чеканка 2 1 1 Технологии домашнего хозяйства 4 2 2 55-56 Основы технологии малярных работ 2 1 1 57-58 Основы технологии плиточных работ 2 1 1 12 - 12 59-66 Изготовление изделия 8 - 8 67-68 Защита творческого проекта 2 - 2 68 28 40 Технологии художественно-прикладной обработки материалов Технологии исследовательской и опытнической деятельности Итого 1. Содержание тем учебного предмета Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Точность измерений и допуски при обработке. Отклонения и допуски на размеры детали. Столярные шиповые соединения. Технология шипового соединения деталей. Выдалбливание проушин и гнёзд. Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Рациональные приёмы работы ручными инструментами зри подготовке деталей и сборке изделий. Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами. Лабораторно-практические и практические работы. Разработка чертежей деталей и изделий. Разработка технологических карт изготовления деталей из древесины. Настройка рубанка. Доводка лезвия ножа рубанка. Расчёт отклонений и допусков на размеры деталей. Расчёт шиповых соединений деревянной рамки. Изготовление изделий из древесины с шиповым соединение брусков. Ознакомление с рациональными приёмами работы ручными инструментами при выпиливании, долблении и зачистке шипов и проушин. Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель. Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков. Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий. Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение чертежей и технологических карт для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Точение деталей из древесины по эскизам, чертежам и технологическим картам. Ознакомление со способами применения разметочных и контрольноизмерительных инструментов яри изготовлении деталей с фасонными поверхностями. Точение декоративных изделий из древесины. Ознакомление с рациональными приёмами работы при выполнении различных видов токарных работ. Соблюдение правил безопасного труда при работе на станках. Уборка рабочего места. Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Резьбовые соединения. Резьба. Технология нарезания в металлах и искусственных материалах наружной и внутренней резьбы вручную. Режущие инструменты (метчик, плашка), приспособления и оборудование для нарезания резьбы. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов. Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с термической обработкой стали. Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную. Отработка навыков нарезания резьбы в металлах и искусственных материалах. Выявление дефектов и их устранение. Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов Теоретические сведения. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе; приёмы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов. Правила безопасной работы на токарном станке. Фрезерный станок: устройство, назначение, приёмы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения. Правила безопасной работы на фрезерном станке. Графическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Технологическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Операционная карта. Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов. Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков. Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с устройством школьного токарно-винторезного станка. Ознакомление с видами и назначением токарных резцов, режимами резания при токарной обработке. Управление токарно-винторезным станком. Наладка и настройка станка. Отработка приёмов работы на токарно-винторезном станке (обтачивание наружной цилиндрической поверхности, подрезка торца, сверление заготовки). Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места. Нарезание резьбы плашкой на токарно-винторезном станке. Ознакомление с устройством настольного горизонтально- фрезерного станка. Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования. Наладка и настройка школьного фрезерного станка. Установка фрезы и заготовки. Фрезерование. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места. Разработка чертежей для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Применение ПК для разработки графической документации. Разработка операционной карты на изготовление детали вращения и детали, получаемой фрезерованием. Применение ПК для разработки технологической документации. Изготовление деталей из металла и искусственных материалов на токарном и фрезерном станках по эскизам, чертежам и технологическим картам. Тема 5. Технологии художественно- прикладной обработки материалов Теоретические сведения. Технологии художественно-прикладной обработки материалов Художественная обработка древесины. История мозаики. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри). Технология изготовления мозаичных наборов. Материалы, рабочее место и инструменты. Подготовка рисунка, выполнение набора, отделка. Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань); подбор материалов, применяемые инструменты, технология выполнения. Художественное ручное тиснение по фольге: материалы заготовок, инструменты для тиснения. Особенности технологии ручного тиснения. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы. Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). Материалы, инструменты, приспособления. Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Инструменты для просечки или выпиливания. Чеканка, история её возникновения, виды. Материалы изделий и инструменты. Технология чеканки: разработка эскиза, подготовка металлической пластины, перенос изображения на пластину, выполнение чеканки, зачистка и отделка. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлом. Профессии, связанные с художественной обработкой металла. Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление мозаики из шпона. Разработка эскизов изделий, подбор материалов, выполнение работ, отделка. Изготовление мозаики с металлическим контуром (украшение мозаики филигранью или врезанным металлическим контуром). Освоение технологии изготовления изделия тиснением по фольге; подготовка фольги, подбор и копирование рисунка, тиснение рисунка, отделка. Разработка эскизов и изготовление декоративного изделия из проволоки. Определение последовательности изготовления изделия. Изготовление изделия в технике просечного металла. Подбор рисунка, подготовка заготовки, разметка, обработка внутренних и наружных контуров, отделка. Изготовление металлических рельефов методом чеканки: выбор изделия, правка заготовки, разработка рисунка и перенос его на металлическую поверхность, чеканка, зачистка, отделка. Раздел «Технологии домашнего хозяйства» Тема 4. Технологии ремонтно-отделочных работ Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Основы технологии малярных работ. Инструменты и приспособления для малярных работ. Виды красок и эмалей. Особенности окраски поверхностей помещений, применение трафаретов. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Технология крепления плитки к стенам и полам. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Соблюдение правил безопасного труда при выполнении ремонтно-отделочных работ. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение технологии малярных работ. Подготовка поверхностей стен под окраску. Выбор краски, в том числе по каталогам и образцам. Изготовление трафарета для нанесения какого- либо рисунка на поверхность стены. Выполнение ремонтных малярных работ в школьных мастерских под руководством учителя. Ознакомление с технологией плиточных работ. Изучение различных типов плиток для облицовки стен и настилки полов. Замена отколовшейся плитки на участке стены (под руководством учителя) Интернет-ресурсы для учителей и учащихся Название ресурса Адрес сайта Журнал «Моделист-конструктор» http://www.modelist-Konstruktor.ru Журнал «Юный техник» http: //jtdigest.narod.ru Журнал «Левша» http://jt-arxiv.narod.ru/levsha.html Как это работает? (Объяснение работы различных технических устройств) http: //www.howstuffworks.com Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ catalog/res/ Внешний вид и технические характеристики бытовых электроприборов http://market.yandex.ru Бабушкины советы http://www.babushkinysovety.ru Любимое дело http://lubimoe-delo.ru