Орлята России 3 класс

Пояснительная записка
Содержательные основы Программы развития социальной активности
обучающихсяначальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своѐ
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику
общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России.

1.1.

1.2. Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своѐ понимание основных понятий и категорий,
заложенных в Программе.
Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте
Программы
рассматривается
как
творчески-преобразовательное
отношение
социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления
возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное
отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие
социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект
общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
1.3.

2

Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия
коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного
воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими,
запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и
обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В.
Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.:
Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Детский коллектив – группа детей, в которой создаѐтся система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого еѐ члена. (Ковалѐва А.Г. «Педагогика «Орлѐнка» в терминах
и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалѐва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В.
Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов
П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой.
– М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47).
Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа,
познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребѐнка в смене. В
группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие
проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микрогруппа:
методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлѐнок»,
2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования
творческих поручений.

Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и
требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений,
обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его
смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на
основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания
программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных
традиций народов России, истории и культуры своей страны.

1.4.

Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения
добрых семейных традиций с учѐтом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своѐ время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду,
понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нѐм; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
1.5.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всѐ делать
вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие
и увлекательное приключение!
1.6.
Методологической основой Программы является воспитание в
коллективно-творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук,
профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов
считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество
взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаѐтся
и развивается самими воспитанниками, вовлечѐнными в процесс жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать и считать, но
и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе
учатся жить».
В основу курса внеурочной деятельности положен системно- деятельностный
подход, позволяющий
за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия для
формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где
даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку,

опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и
попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству,
его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной
принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к
здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Построение курса внеурочной деятельности для 3-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей 3-4 классов начинается с
первой недели триместра учебного года.
Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное
творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми
установками для сохранения смыслов Программы.

2.

Деятельность
Вводный
«Орлятский урок»для детей
первого года участия в
Программе
«Орлѐнок – Лидер»

«Орлѐнок – Эрудит»

Даты
сентябрь

Комментарии
Основными задачами являются старт
Программы для детей и эмоциональный
настрой класса на участие в Программе.

октябрь

Реализация Программы начинается с данного
трека, который позволяет актуализировать/
приобрести опыт совместной деятельности в
коллективе, что необходимо в начале
учебного года. Также занятия трека позволят
выявить
первичную
оценку
уровня
сплочѐнности класса и лидеров для
дальнейшего
формирования микрогрупп.
Вторая четверть отличается высокой
мотивацией
у
детей
на
учебную

ноябрь

деятельность. В этот временной промежуток
в школах проходят различные олимпиады.
В рамках трека происходит
знакомство ребѐнка с разными способами
получения информации.
Данный трек проходит в два этапа:
1 – подготовка новогоднего
спектакля/номера/концерта;
Игра по итогам 3х треков:
«Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
Игру учитель проводит
самостоятельно, используя
предоставленные методические
рекомендации.

«Орлѐнок – Мастер»

декабрь

Игра для подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе

январь

«Орлѐнок – Доброволец»

январь

Тематика трека актуальна круглый год,
поэтому учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей и
истории добровольческого/ волонтерского/
тимуровского движения в любое
время учебного года.

«Орлѐнок – Спортсмен»

февраль

Учитывая разницу в погодных
условиях предлагается трек провести
в данное время: в большинстве школ
проходят различные соревнования,
посвященные 23 февраля и пр. В том
числе, в соответствии с возрастом,
можно провести Весѐлые страты,
«Папа, мама, я – спортивная семья» и
другие соревнования, чтобы
минимизировать воздействия
гиподинамического кризиса
середины учебного года.
Несмотря на большую разницу в климате
регионов страны, весна – наиболее
благоприятный период для реализации
трека. Погодные условия позволяют уже
часть мероприятий трека проводить за
пределами здания
школы.

«Орлѐнок – Эколог»

март

«Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти»

Подведение итогов
участия в Программе
в текущем учебном
году

апрель

май

В логике Программы важно, чтобы
все треки прошли до трека «Орлѐнок
– хранитель исторической памяти»,
так как он является треком,
подводящим итоги участия в учебном
году. Основная смысловая нагрузка
трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
В УМК – использование игровых
методов диагностики результатов.
Основными результатами, которые
нам необходимо оценить, станут:
- личностное развитие ребѐнка
(изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного
участника»);
- сформированность класса как
коллектива;
- уровень принятия/осознания
ценностей, заложенных в Программе.

3. Предполагаемые результаты курса.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены
в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года»
младший школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную
культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность
родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным

нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе,
особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
знаний);
●
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания
героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает
старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду,
людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается
в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы,
активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в
деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
4. Календарно-тематическое планирование

Срок проведения
Старт Программы
сентябрь
«Орлѐнок – Лидер»
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

Тема

Количество
часов

Вводный «Орлятский урок»

1

«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
«В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу»

1
1
1
1
1

октябрь
октябрь
октябрь
«Орлѐнок – Эрудит»
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
«Орлѐнок – Мастер»
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

КТД «Вместе мы сможем всѐ»
«Встреча с тем, кто умеет вести за
собой»
«Мы дружный класс!»

1
2

«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ
знать!»
Итоги трека «На старте новых
открытий»

1
1
1
1
1
1
2

«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим
итоги
Подведение промежуточных итогов
январь
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
«Орлѐнок – Доброволец»
январь
«От слова к делу»
январь
«Спешить на помощь безвозмездно!»
январь
КТД «Создай хорошее настроение»
январь
«С заботой о старших»
январь
Подготовка КТД «От идеи к делу»
январь
КТД «Подари улыбку миру!»
январь
«Доброволец – это доброе сердце»
январь
«Портрет добровольца»
«Орлѐнок – Спортсмен»
февраль
«Движение – жизнь!»
февраль
«Основы ЗОЖ»

1

1

1
1
1
1
1
1
2
1

2

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
«Орлѐнок – Эколог»
март
март
март
март
март

«Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»

«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи
природы»
март
Игра по станциям «Путешествие в
природу»
март
Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
март
«Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
апрель
«Орлѐнок – Хранитель исторической
памяти»
апрель
«Традиции моей страны»
апрель
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»
апрель
«Знать, чтобы хранить»
апрель
КТД «История становится ближе»
апрель
КТД «Мы – хранители памяти»
апрель
«Расскажи мне о России»
апрель
«Мы – хранители»
Подведение итогов
май
Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году
ИТОГО:

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
2
1
2
68

Библиографический список
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22
сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11
декабря 2020 г.)
2.
Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и

игр (изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлѐнок» : учебно-методический центр,
2020.
– 80 с. – Текст: непосредственный.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
4.
Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.
И.Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
5.
Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель
внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. № 5. С. 45- 47, 55.
6.
Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной
деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников :
журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
7.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный
подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
8.
Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе
воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальная
школа. 2015. № 11. С. 49-53.
9.
Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика
/ Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. : табл.;
20 см. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8, 2009 г.); ISBN 978-588753-114-4. – Текст: непосредственный.
10.
Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов
общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки социальности :
практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014. – 72 с.
11.
Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности
школьников:
учебно-методическое
пособие.
–
СПб,
Издательство
«КультИнформПресс», 2021. – с. 77
12.
Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе
воспитания: монография / И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М. Клемяшова, Н.Н.
Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство: ФГБНУ «Институт изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – 2019. – 268 с.;
ISBN978-5-91955-173-7. – Текст: электронный.
13.
Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И.,
Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина М.Р.,
Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва:
ИД
«Научная библиотека», 2016. 158 с.
14.
Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И.
И.Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».