ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого
бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий,
как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его
анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного
развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего
образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом
"литературное чтение" на уровне начального общего образования,
межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и
учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует
развитию
речи,
историзма
мышления,
художественного
вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историколитературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и
создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии
чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной
литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных
задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры
своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к
наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим
образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной
классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национальнокультурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического
мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно,
что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе
как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историколитературных знаний, необходимых для понимания, анализа и
интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других
видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять
проблематику произведений и их художественные особенности,
комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в
единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между
собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления
о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном
процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической
оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере
высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно
воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и
8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной
школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
7 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Резервный урок. Вводный
урок. Изображение человека
как важнейшая идейнонравственная проблема
литературы
1
2
Древнерусские повести. (одна
повесть по выбору). Например,
«Поучение» Владимира
Мономаха (в сокращении).
Темы и проблемы
произведения
1
3
А. . Пушкин. Стихотворения
(не менее четырех). «Во
глубине сибирских руд…», «19
октября» («Роняет лес
багряный свой убор…»), «И. И.
Пущину», «На холмах Грузии
лежит ночная мгла…» и
другие. Тематика и
проблематика лирических
произведений
1
4
А.С. Пушкин. Стихотворения
«Во глубине сибирских руд…»,
«19 октября» («Роняет лес
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc338b6
багряный свой убор…»), «И.И.
Пущину», «На холмах Грузии
лежит ночная мгла…» и
другие. Особенности
мировоззрерия поэта и их
отражение в творчестве,
средства выразительности
5
А.С. Пушкин. «Повести
Белкина» («Станционный
смотритель» и другие).
Тематика, проблематика,
особенности повествования в
«Повестях Белкина»
1
6
А.С. Пушкин. «Повести
Белкина» («Станционный
смотритель» и другие).
Особенности конфликта и
композиции повести. Система
персонажей. Образ
«маленького человека» в
повести. Мотив «блудного
сына» в повести «Станционный
смотритель»
1
7
А.С. Пушкин. Поэма
«Полтава» (фрагмент).
Историческая основа поэмы.
Сюжет, проблематика
произведения.
1
8
А.С. Пушкин. Поэма
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc340ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3420c
«Полтава» (фрагмент).
Сопоставление образов Петра I
и Карла XII. Способы
выражения авторской позиции
в поэме
9
Развитие речи. А.С. Пушкин.
Поэма «Полтава» (фрагмент).
Подготовка к домашнему
сочинению по поэме «Полтава»
1
10
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не менее
четырех). «Узник», «Парус»,
«Тучи», «Желанье» («Отворите
мне темницу…»), «Когда
волнуется желтеющая нива…»,
«Ангел», «Молитва» («В
минуту жизни трудную…») и
другие. Тема одиночества в
лирике поэта
1
11
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения. Проблема
гармонии человека и природы.
Средства выразительности в
художественном произведении
1
12
М.Ю. Лермонтов. «Песня про
царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого
купца Калашникова».
Историческая основа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc33fa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34310
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34428
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3464e
произведения. Тема, идея,
сюжет, композиция
13
М.Ю. Лермонтов. «Песня про
царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Система
образов. Художественные
особенности языка
произведения и фольклорная
традиция
1
14
Развитие речи. М.Ю.
Лермонтов. «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова». Подготовка к
домашнему сочинению по
произведению
1
15
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас
Бульба». Историческая и
фольклорная основа повести.
Тематика и проблематика
произведения
1
16
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас
Бульба». Сюжет и композиция
повести. Роль пейзажных
зарисовок в повествовании
1
17
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас
Бульба». Система персонажей.
Сопоставление Остапа и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3475c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34860
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34d60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34e6e
Андрия
18
Резервный урок. Н.В. Гоголь.
Повесть «Тарас Бульба». Образ
Тараса Бульбы в повести
1
19
Резервный урок. Н.В. Гоголь.
Повесть «Тарас Бульба».
Авторская позиция и способы
ее выражения в повести.
Художественное мастерство Н.
В. Гоголя в изображении
героев и природы
1
20
Развитие речи. Развернутый
ответ на проблемный вопрос по
повести Н.В. Гоголя «Тарас
Бульба»
1
21
И.С. Тургенев. Цикл «Записки
охотника» в историческом
контексте. Рассказ «Бирюк».
Образы повествователя и
героев произведения
1
22
И.С. Тургенев. Рассказ «Хорь и
Калиныч». Сопоставление
героев. Авторская позиция в
рассказе
1
23
И. С. Тургенев. Стихотворения
в прозе например, «Русский
язык», «Воробей» и другие.
Особенности жанра, тематика и
проблематика произведений,
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc350a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc352ba
средства выразительности
24
Л.Н. Толстой. Рассказ «После
бала»: тематика, проблематика
произведения
1
25
Л. Н. Толстой. Рассказ «После
бала»: сюжет и композиция
1
26
Л.Н. Толстой. Рассказ «После
бала»: система образов
1
27
Н.А. Некрасов. Стихотворение
«Размышления у парадного
подъезда» Идейнохудожествннное своеобразие
1
28
Н.А. Некрасов. Стихотворение
«Железная дорога». Идейнохудожественное своеобразие
1
29
Поэзия второй половины XIX
века. Ф.И. Тютчев. «Есть в
осени первоначальной…»,
«Весенние воды» . А.А. Фет.
«Ещё майская ночь», «Это
утро, радость эта...»
1
30
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Идейно-художественное
своеобразие сказок писателя.
«Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик»
«Премудрый пискарь»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3542c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35544
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3565c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35774
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35878
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35990
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35c06
31
М.Е. Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик»
«Премудрый пискарь» :
тематика, проблематика,
сюжет. Особенности сатиры
М.Е. Салтыкова-Щедрина
1
32
Произведения отечественных и
зарубежных писателей на
историческую тему. Идейнохудожственное своеобразие
произведений А.К. Толстого о
русской старине
1
33
Историческая основа
произведений Р. Сабатини,
романтика морских
приключений в эпоху
географических открытий
1
34
Резервный урок. История
Америки в произведениях Ф.
Купера
1
35
Итоговая контрольная работа.
Литература и история:
изображение исторических
событий в произведениях XIX
века (письменный ответ, тесты,
творческая работа)
1
36
А.П. Чехов. Рассказы (один по
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35e2c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35a94
1
Библиотека ЦОК
выбору). Например, «Тоска»,
«Злоумышленник». Тематика,
проблематика произведений.
Художественное мастерство
писателя
https://m.edsoo.ru/8bc35f3a
37
М. Горький. Ранние рассказы
(одно произведение по
выбору). Например, «Старуха
Изергиль» (легенда о Данко),
«Челкаш» и другие. Идейнохудожственное своеобразие
ранних рассказов писателя
1
38
М. Горький. Сюжет, система
персонажей одного из ранних
рассказов писателя
1
39
Объекты сатиры в
произведениях писателей
конца XIX — начала XX века.
(не менее двух). Например,
М.М. Зощенко, А.Т.
Аверченко, Н. Тэффи, О.
Генри, Я. Гашека. Понятие
сатиры.
1
40
Тематика, проблематика
сатирических произведений,
средства выразительности в
них
1
41
Развитие речи. Сочинениерассуждение «Нужны ли
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36520
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36656
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36f52
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3706a
сатирические прозведения?»
(по изученным сатирическим
произведениям отечественной
и зарубежной литературы)
42
А.С. Грин. Особенности
мировоззрения писателя.
Повести и рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Алые паруса»,
«Зелёная лампа»
1
43
А.С. Грин. Идейнохудожественное своеобразие
произведений. Система образов
1
44
Отечественная поэзия первой
половины XX века.
Стихотворения на тему мечты
и реальности (два-три по
выбору). Например,
стихотворения А.А. Блока, Н.С.
Гумилёва, М.И. Цветаевой и
других. Художественное
своебразие произведений,
средства выразительности
1
45
В.В. Маяковский.
Стихотворения. (одно по
выбору). Например,
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»,
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3678c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc368ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3626e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc369ee
«Хорошее отношение к
лошадям» и другие. Тематика,
проблематика, композиция
стихотворения
46
В.В. Маяковский.
Стихотворения. (одно по
выбору). Например,
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»,
«Хорошее отношение к
лошадям» и другие. Система
образов стихотворения.
Лирический герой. Средства
выразительности
1
47
М.А. Шолохов. «Донские
рассказы» (один по выбору).
Например, «Родинка», «Чужая
кровь» и другие. Тематика,
проблематика, сюжет, система
персонажей, гуманистический
пафос произведения
1
48
А.П. Платонов. Рассказы (один
по выбору). Например,
«Юшка», «Неизвестный
цветок» и другие. Идейнохудожественное своеобразие
произведения. Особенности
языка произведений А.П.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36b60
Платонова
49
В.М. Шукшин. Рассказы (один
по выбору). Например,
«Чудик», «Стенька Разин»,
«Критики» и другие. Тематика,
проблематика, сюжет
произведения
1
50
В.М. Шукшин. Рассказы (один
по выбору). Например,
«Чудик», «Стенька Разин»,
«Критики» и другие.
Характеры героев, система
образов произведения
1
51
Резервный урок. В.М.
Шукшин. Рассказы (один по
выбору). Например, «Чудик»,
«Стенька Разин», «Критики».
Авторская позиция в
произведении. Художественное
мастерство автора
1
52
Стихотворения отечественных
поэтов XX—XXI веков (не
менее четырёх стихотворений
двух поэтов): например,
стихотворения М.И. Цветаевой,
Е.А. Евтушенко, Б.А.
Ахмадулиной, Б.Ш. Окуджавы,
Ю.Д. Левитанского и других.
Тематика, проблематика
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37bdc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc373f8
стихотворений
53
Стихотворения отечественных
поэтов XX—XXI веков.
Лирический герой
стихотворений. Средства
выразительности в
художественных
произведениях
1
54
Развитие речи. Интерпретация
стихотворения отечественных
поэтов XX—XXI веков
1
55
Произведения отечественных
прозаиков второй половины
XX — начала XXI века. (не
менее двух). Например,
произведения Ф.А. Абрамова,
В.П. Астафьева, В.И. Белова,
Ф.А. Искандера и других.
1
56
Произведения отечественных
прозаиков второй половины
XX — начала XXI века.
Тематика, проблематика,
сюжет, система образов одного
из рассказов
1
57
Произведения отечественных
прозаиков второй половины
XX — начала XXI века.
Идейно-художественное
своеобразие одного из
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc375a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3798e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37a9c
рассказов
58
Внеклассное чтение по
произведениям отечественных
прозаиков второй половины
XX — начала XXI века
1
59
Итоговая контрольная работа.
Литература второй половины
XX – начала XXI вв.
(письменный ответ, тесты,
творческая работа) /
Всероссийская проверочная
работа
1
60
М. де Сервантес Сааведра.
Роман «Хитроумный идальго
Дон Кихот Ламанчский»
(главы). Жанр, тематика,
проблематика, сюжет романа
1
61
М. де Сервантес Сааведра.
Роман «Хитроумный идальго
Дон Кихот
Ламанчский»(главы). Система
образов. Дон Кихот как один из
«вечных» образов в мировой
литературе
1
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38672
62
Зарубежная новеллистика.
Жанр новеллы в литературе,
его особенности. П. Мериме.
«Маттео Фальконе». Идейнохудожественное своеобразие
1
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38a64
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3851e
новеллы
63
Зарубежная новеллистика. О.
Генри. «Дары волхвов»,
«Последний лист» (одно из
произведений по выбору).
Жанр, тема, идея,
проблематика, сюжет новеллы.
Система персонажей. Роль
художественной детали в
произведении
1
64
А. де Сент Экзюпери. Повестьсказка «Маленький принц».
Жанр, тематика, проблематика,
сюжет произведения
1
65
А. де Сент Экзюпери. Повестьсказка «Маленький принц».
Система образов. Образ
Маленького принца.
Взаимоотношения главного
героя с другими персонажами
1
66
А. де Сент Экзюпери. Повестьсказка «Маленький принц».
Образ рассказчика.
Нравственные уроки
«Маленького принца»
1
67
Внеклассное чтение.
Зарубежная новеллистика
1
68
Резервный урок. Итоговый
урок. Результаты и планы на
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3808c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3819a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc382bc
следующий год. Список
рекомендуемой литературы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
2
0