ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г №
637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне основного общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание
его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и
русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование
в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения; овладение русским языком как средством
получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых
закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского
языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит
в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным
для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка,
составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе –
204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8
классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Русский язык в кругу других
славянских языков
1
2
Повторение. Правописание н и нн в
суффиксах прилагательных,
причастий и наречий. Практикум
1
1
3
Повторение. Слитное и раздельное
написание не и ни с разными
частями речи. Практикум
1
1
4
Повторение. Правописание
сложных слов разных частей речи.
Практикум
1
1
5
Повторение. Слитное, дефисное и
раздельное написание наречий,
производных предлогов, союзов и
частиц. Практикум
1
1
6
Контрольная работа
1
7
Что такое культура речи. Монологповествование
1
8
Монолог-рассуждение
1
9
Монолог и диалог
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97dee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97f9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98208
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98492
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98686
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9882a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98e2e
10
Монолог и диалог. Практикум
1
11
Текст как речевое произведение.
Виды информации в тексте
1
12
Средства и способы связи
предложений в тексте
1
13
Средства и способы связи
предложений в тексте. Практикум
1
14
Сочинение-рассуждение. Виды
аргументации
1
15
Сочинение-рассуждение. Практикум
1
16
Сочинение на тему
1
17
Функциональные разновидности
современного русского языка.
Научный стиль
1
18
Основные жанры научного стиля.
Информационная переработка
текста
1
19
Официально-деловой стиль
1
20
Жанры официально-делового стиля
1
21
Повторение по теме. Практикум
1
22
Изложение подробное/сжатое
1
23
Синтаксис как раздел лингвистики.
Основные единицы синтаксиса
1
24
Пунктуация. Функции знаков
препинания
1
25
Словосочетание, его структура и
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99270
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99ad6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99f9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99c0c
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98ff0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a81e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a9a4
Библиотека ЦОК
виды
https://m.edsoo.ru/fba9ab34
26
Типы связи в словосочетании
(согласование, управление,
примыкание)
1
27
Типы связи в словосочетании
(согласование, управление,
примыкание). Практикум
1
28
Синтаксический анализ
словосочетаний
1
29
Повторение темы. Практикум
1
30
Понятие о предложении. Основные
признаки предложения
1
31
Виды предложений по цели
высказывания и по эмоциональной
окраске. Практикум
1
1
32
Простые и сложные предложения.
Знаки препинания в простом и
сложном предложениях с союзом и.
Практикум
1
1
33
Двусоставные и односоставные
предложения. Практикум
1
1
34
Виды предложений по наличию
второстепенных членов
(распространённые,
нераспространённые). Практикум
1
1
35
Предложения полные и неполные.
Практикум
1
1
36
Главные члены двусоставного
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ae72
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b228
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b53e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b6e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b87c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ba0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bdae
Библиотека ЦОК
предложения. Подлежащее и
способы его выражения
https://m.edsoo.ru/fba9bf5c
37
Сказуемое и способы его
выражения. Простое глагольное
сказуемое
1
38
Изложение подробное/сжатое
1
39
Составное глагольное сказуемое
1
40
Составное именное сказуемое
1
41
Тире между подлежащим и
сказуемым
1
42
Второстепенные члены и их роль в
предложении
1
43
Определение как второстепенный
член предложения и его виды
1
44
Определения согласованные и
несогласованные
1
45
Приложение как особый вид
определения
1
46
Дополнение как второстепенный
член предложения. Дополнения
прямые и косвенные
1
47
Дополнение как второстепенный
член предложения. Практикум.
1
48
Обстоятельство как второстепенный
член предложения. Виды
обстоятельств
1
49
Обстоятельство как второстепенный
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c286
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c42a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c5b0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c736
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c966
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9caec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d1cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d44c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d564
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d672
1
Библиотека ЦОК
член предложения. Практикум
https://m.edsoo.ru/fba9d794
50
Второстепенные члены
предложения. Синтаксический и
пунктуационный анализ
предложения
1
51
Повторение темы «Двусоставные
предложения», "Второстепенные
члены предложения". Практикум
1
52
Контрольная работа по темам
"Словосочетание", "Двусоставное
предложение", "Второстепенные
члены предложения"
1
53
Односоставные предложения.
Главный член односоставного
предложения
1
54
Основные группы односоставных
предложений и их особенности
1
55
Определённо-личные предложения
1
56
Неопределённо-личные
предложения
1
57
Неопределённо-личные
предложения. Практикум
1
58
Обобщённо-личные предложения
1
59
Сочинение-описание картины
1
60
Безличные предложения
1
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fba9e068
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e248
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e392
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e4be
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e5cc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e73e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ecd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e860
61
Безличные предложения. Практикум
1
62
Назывные предложения
1
63
Повторение темы «Односоставные
предложения». Практикум
1
64
Понятие о простом осложнённом
предложении
1
65
Понятие об однородных членах
предложения
1
66
Способы связи однородных членов
предложения и знаки препинания
между ними
1
67
Способы связи однородных членов
предложения и знаки препинания
между ними. Практикум
1
68
Однородные и неоднородные
определения
1
69
Однородные и неоднородные
определения. Практикум
1
70
Обобщающие слова при
однородных членах предложения.
1
71
Обобщающие слова при
однородных членах предложения.
Практикум
1
72
Синтаксический анализ простого
предложения
1
73
Повторение темы «Предложения с
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e98c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9edf6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9f1de
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9f2f6
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9f418
Библиотека ЦОК
однородными членами». Практикум
https://m.edsoo.ru/fba9fc10
74
Сочинение-рассуждение на тему
1
75
Предложения с обособленными
членами. Обособление определений
1
76
Виды обособленных членов
предложения: обособленные
определения. Правила обособления
согласованных определений
1
77
Обособление приложений
1
78
Обособление приложений.
Практикум
1
79
Обособление обстоятельств
1
80
Обособление обстоятельств.
Практикум
1
81
Обособление дополнений
1
82
Обособление дополнений.
Практикум
1
83
Обособление уточняющих и
присоединительных членов
предложения.
1
84
Обособление уточняющих и
присоединительных членов
предложения. Практикум
1
85
Повторение темы «Предложения с
обособленными членами»
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ff30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0052
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa035e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa05a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa070a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0818
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0a48
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0b60
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0c8c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1268
86
Повторение темы «Предложения с
обособленными членами».
Практикум
1
87
Контрольная работа по темам
"Предложения с однородными
членами", "Обособленные члены
предложения" / Всероссийская
проверочная работа
1
88
Предложения с обращениями
1
89
Предложения с обращениями.
Практикум
1
90
Предложения с вводными
конструкциями
1
91
Предложения с вводными
конструкциями. Практикум
1
92
Омонимия членов предложения и
вводных слов, словосочетаний и
предложений
1
93
Предложения со вставными
конструкциями
1
94
Предложения со вставными
конструкциями. Практикум
1
1
95
Знаки препинания в предложениях с
вводными и вставными
конструкциями, обращениями и
междометиями. Практикум
1
1
96
Повторение темы «Предложения с
1
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbaa13e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa154c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1664
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa17c2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1b82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1e84
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa210e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa223a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa235c
Библиотека ЦОК
обращениями, вводными и
вставными конструкциями»
https://m.edsoo.ru/fbaa2474
97
Повторение темы «Предложения с
обращениями, вводными и
вставными конструкциями».
Практикум
1
98
Итоговая контрольная работа за
курс 8 класса
1
99
Повторение. Типы связи слов в
словосочетании. Культура речи.
Практикум
1
1
100
Повторение. Виды односоставных
предложений. Культура речи.
Практикум
1
1
101
Повторение. Однородные члены
предложения. Пунктуационный
анализ предложений. Практикум
1
1
102
Повторение. Обособленные члены
предложения. Пунктуационный
анализ предложений. Практикум
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
1
Библиотека ЦОК
1
9
https://m.edsoo.ru/fbaa2a96
39
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa26a4