Рабочая программа по литературе 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого
бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий,
как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его
анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного
развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего
образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом
"литературное чтение" на уровне начального общего образования,

межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и
учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует
развитию
речи,
историзма
мышления,
художественного
вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историколитературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и
создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии
чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной
литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных
задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры
своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к
наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим
образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной
классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национальнокультурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического
мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в

этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно,
что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе
как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историколитературных знаний, необходимых для понимания, анализа и
интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других
видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять
проблематику произведений и их художественные особенности,
комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в
единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между
собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления
о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном
процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической
оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере
высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно
воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ

В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и
8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной
школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.

8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Введение. Жанровые особенности
житийной литератры. «Житие
Сергия Радонежкского», «Житие
протопопа Аввакума, им самим
написанное» (одно произведение
по выбору): особенности героя
жития, исторические основы
образа

1

2

Житийная литература (одно
произведение по выбору).
Например, «Житие Сергия
Радонежского», «Житие протопопа
Аввакума, им самим написанное».
Нравственные проблемы в житии,
их историческая обусловленность
и вневременной смысл.
Особенности лексики и
художественной образности жития

1

3

Д.И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль» как произведение
классицизма, её связь с
просветительскими идеями.
Особенности сюжета и конфликта

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38c94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38e06

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38f78

4

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль».Тематика и
социально-нравственная
проблематика комедии.
Характеристика главных героев

1

5

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль». Способы создания
сатирических персонажей в
комедии, их речевая
характеристика. Смысл названия
комедии

1

6

Резервный урок. Д.И. Фонвизин.
Комедия «Недоросль» на
театральной сцене

1

7

А.С. Пушкин. Стихотворения (не
менее двух). Например, «К
Чаадаеву», «Анчар» и другие.
Гражданские мотивы в лирике
поэта. Художественное мастерство
и особенности лирического героя

1

8

А.С. Пушкин. «Маленькие
трагедии» (одна пьеса по выбору).
Например, «Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость». Особенности
драматургии А.С. Пушкина.
Тематика и проблематика,
своеобразие конфликта.
Характеристика главных героев.
Нравственные проблемы в пьесе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3909a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39b1c

9

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: история создания.
Особенности жанра и композиции,
сюжетная основа романа

1

10

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: тематика и проблематика,
своеобразие конфликта и системы
образов

1

11

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: образ Пугачева, его
историческая основа и
особенности авторской
интерпретации

1

12

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: образ Петра Гринева.
Способы создания характера героя,
его место в системе персонажей

1

13

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: тема семьи и женские
образы. Роль любовной интриги в
романе

1

14

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: историческая правда и
художественный вымысел. Смысл
названия романа. Художественное
своеобразие и способы выражения
авторской идеи

1

15

Развитие речи. А.С. Пушкин.
Роман «Капитанская дочка»:

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39c70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a210

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39fd6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39d9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39eb4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a3b4

подготовка к сочинению
16

Резервный урок. Сочинение по
роману А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»

1

17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения
(не менее двух). Например, «Я не
хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной
полумаски…», «Нищий» и другие.
Мотив одиночества в лирике поэта,
характер лирического героя

1

18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения
(не менее двух). Например, «Я не
хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной
полумаски…», «Нищий» и другие.
Художественное своеобразие
лирики поэта

1

19

М.Ю. Лермонтов. Поэма
«Мцыри»: история создания.
Поэма «Мцыри» как
романтическое произведение.
Особенности сюжета и
композиции

1

20

М.Ю. Лермонтов. Поэма
«Мцыри»: тематика,
проблематика, идея, своеобразие
конфликта.

1

21

М.Ю. Лермонтов. Поэма

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a5da

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a6f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a7f6

Библиотека ЦОК

«Мцыри»: особенности характера
героя, художественные средства
его создания.

https://m.edsoo.ru/8bc3a922

22

Развитие речи. М.Ю. Лермонтов.
Поэма «Мцыри»: художественное
своеобразие. Поэма «Мцыри» в
изобразительном искусстве

1

23

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»:
тема, идея, особенности конфликта

1

24

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»:
социально-нравственная
проблематика. Образ маленького
человека. Смысл финала

1

25

Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор»:
история создания. Сюжет,
композиция, особенности
конфликта

1

26

Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор»
как сатира на чиновничью Россию.
Система образов. Средства
создания сатирических персонажей

1

27

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».
Образ Хлестакова. Понятие
«хлестаковщина»

1

28

Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор».
Смысл финала. Сценическая
история комедии

1

29

Развитие речи. Н.В. Гоголь.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3aa58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b6ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b7dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ace2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b2f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b19c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b53e

Комедия «Резизор»: подготовка к
сочинению
30

Резервный урок. Сочинение по
комедии Н.В. Гоголя «Резизор»

1

31

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася»,
«Первая любовь». Тема, идея,
проблематика

1

32

И.С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася»,
«Первая любовь». Система образов

1

33

Ф.М. Достоевский. «Бедные
люди», «Белые ночи» (одно
произведение по выбору). Тема,
идея, проблематика

1

34

Ф.М. Достоевский. «Бедные
люди», «Белые ночи» (одно
произведение по выбору). Система
образов.

1

35

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы
(одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы).
Тема, идея, проблематика

1

36

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы
(одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы).
Система образов

1

37

Итоговая контрольная работа. От

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ba0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3be9e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c57e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c7cc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c06a

древнерусской литературы до
литературы XIX века (письменный
ответ, тесты, творческая работа)

38

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по
выбору). Например, произведения
И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина,
В.В. Набокова, Н. Тэффи, А.Т.
Аверченко и других. Основные
темы, идеи, проблемы, герои

1

39

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по
выбору). Например, произведения
И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина,
В.В. Набокова, Н.Тэффи, А.Т.
Аверченко и других. Система
образов. Художественное
мастерство писателя

1

40

Внеклассное чтение. Произведения
писателей русского зарубежья (не
менее двух по выбору). Например,
произведения И.С. Шмелёва, М.А.
Осоргина, В.В. Набокова,
Н.Тэффи, А.Т. Аверченко и
других.

1

41

Поэзия первой половины ХХ века
(не менее трёх стихотворений на
тему «Человек и эпоха» по
выбору). Например, стихотворения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c984

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cc68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cfa6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d604

В.В. Маяковского, М.И.
Цветаевой, А.А Ахматовой, О.Э.
Мандельштама, Б.Л. Пастернака и
других. Основные темы, мотивы,
образы

42

Развитие речи. Поэзия первой
половины ХХ века (не менее трёх
стихотворений на тему «Человек и
эпоха» по выбору). Например,
стихотворения В.В.Маяковского,
М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой,
О.Э. Мандельштама, Б.Л.
Пастернака и других.
Художественное мастерство
поэтов

1

43

М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье
сердце» и другие. Основные темы,
идеи, проблемы

1

44

М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье
сердце» и другие. Главные герои и
средства их изображения

1

45

М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье
сердце» и другие. Фантастическое
и реальное в повести. Смысл
названия

1

46

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d1cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d32a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d44c

Библиотека ЦОК

Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и другие). История
создания. Тема человека на войне.
Нравственная проблематика,
патриотический пафос поэмы

https://m.edsoo.ru/8bc3d94c

47

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и другие). Образ
главного героя, его народность

1

48

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и другие).
Особенности композиции, образ
автора. Своеобразие языка поэмы

1

49

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер». Образ главного героя и
проблема национального характера

1

50

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер». Сюжет, композиция,
смысл названия

1

51

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека». История создания.
Особенности жанра, сюжет и
композиция рассказа

1

52

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека». Тематика и

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3db22

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3dcc6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3de56

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3df82

проблематика. Образ главного
героя
53

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека». Смысл названия
рассказа

1

54

Резервный урок. М.А. Шолохов.
Рассказ «Судьба человека». Автор
и рассказчик. Сказовая манера
повествования. Смысл названия
рассказа

1

55

А.И. Солженицын. Рассказ
«Матрёнин двор». История
создания. Тематика и
проблематика. Система образов

1

56

А.И. Солженицын. Рассказ
«Матрёнин двор». Образ Матрёны,
способы создания характера
героини. Образ рассказчика.
Смысл финала.

1

57

Итоговая контрольная работа.
Литература XX (письменный
ответ, тесты, творческая работа)

1

58

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e450

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e55e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

других. Темы, идеи, проблемы,
сюжет. Основные герои

59

Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
XXI века. (не менее двух).
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и
других. Система образов.
Художественное мастерство
писателя

1

60

Внеклассное чтение. Произведения
отечественных прозаиков второй
половины XX— начала XXI века.
Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и
других. / Всероссийская
проверочная работа

1

61

Поэзия второй половины XX —
начала XXI века (не менее трех
стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения Н.А.
Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В.
Исаковского, К.М. Симонова, А.А.
Вознесенского, Е.А. Евтушенко,
Р.И. Рождественского, И.А.

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f256

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f40e

Бродского, А.С. Кушнера и других.
Основные темы и мотивы,
своеобразие лирического героя

62

Развитие речи. [[Поэзия второй
половины XX — начала XXI века
(не менее трех стихотворений двух
поэтов). Например, стихотворения
Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова,
М.В. Исаковского, К.М. Симонова,
А.А. Вознесенского, Е.А.
Евтушенко, Р.И. Рождественского,
И.А. Бродского, А.С. Кушнера и
других. Художественное
мастерство поэта

1

63

У. Шекспир. Творчество
драматурга, его значение в
мировой литературе.

1

64

У. Шекспир. Сонеты (один-два по
выбору). Например, № 66
«Измучась всем, я умереть
хочу…», № 130 «Её глаза на
звёзды не похожи…» и другие.
Жанр сонета. Темы, мотивы,
характер лирического героя.
Художественное своеобразие

1

65

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и
Джульетта» (фрагменты по
выбору). Жанр трагедии. Тематика,
проблематика, сюжет, особенности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d83e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3eb80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ec8e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ede2

конфликта.

66

Резервный урок. У. Шекспир.
Трагедия «Ромео и Джульетта»
(фрагменты по выбору). Главные
герои. Ромео и Джульетта как
«вечные» образы. Смысл
трагического финала

1

67

Ж.-Б. Мольер - великий
комедиограф. Комедия «Мещанин
во дворянстве» как произведение
классицизма

1

68

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин
во дворянстве». Система образов,
основные герои. Произведения Ж.Б. Мольера на современной сцене

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc392ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc393d8

3

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.