Рабочая программа учебного предмета Русский язык 10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП
СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский
язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации,
основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися
традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию
нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку;
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и
мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать
мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся,
является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения
другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных,
математических и других наук. Владение русским языком оказывает
непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных
предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных
умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации
личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному
сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях
многонационального государства.

Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего
образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены
основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие
умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений
эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение
речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения,
развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому
языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во
всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и
совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной,
официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах
общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего
общего
образования
являются
элементы
содержания,
ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской)
грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки
чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия,
трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на
уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и
компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем
уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о
языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая
тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь.
Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная
стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования
обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к
продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего
образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:













осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения на основе
расширения представлений о функциях русского языка в России и
мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и
культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском
языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли
русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для
успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе
овладения основными понятиями культуры речи и функциональной
стилистики, формирование навыков нормативного употребления
языковых единиц и расширение круга используемых языковых
средств; совершенствование коммуникативных умений в разных
сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе
наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений
текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и
скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации;
развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать
полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах
орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных
средствах русского языка; совершенствование умений анализировать
языковые единицы разных уровней, умений применять правила
орфографии и пунктуации, умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка
Российской Федерации, недопущения использования нецензурной
лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют
общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых
содержится в нормативных словарях.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего образования
в учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения, национальный язык русского народа, один из
мировых языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный
язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Система языка, её устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды
языковых
норм:
орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические
(морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные
правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного
русского литературного языка (общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов.
Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь
паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический
словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь.
Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный
словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики
(повторение, обобщение).
Основные
нормы
современного
литературного
произношения:
произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний
согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности
произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном
литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение,
обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные
средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола,
сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы,
антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление.
Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая
окраска
слова.
Лексика
общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая,
сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное,
ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение,
обобщение).
Морфемный
и
словообразовательный
анализ
слова.
Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления
сложносокращённых слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение).
Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов
разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка
(общее представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа,
падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней
сравнения, краткой формы.

Основные нормы употребления количественных, порядковых и
собирательных числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных
местоимений, возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа
победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов;
образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с
суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы
и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и
раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила
переноса слов; правила графического сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и
глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение,
обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая
ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема
речи; условия общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и
поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости,
уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы
русского речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис
(основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды
аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления
с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).

Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее
представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационносмысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику,
инфографику и другие, и прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Язык как знаковая
система. Основные
функции языка.
Лингвистика как
наука

1

1.2

Язык и культура

1

1.3

Русский язык —
государственный
язык Российской
Федерации, средство
межнационального
общения,
национальный язык
русского народа, один
из мировых языков

1.4

Формы
существования
русского
национального языка

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Итого по разделу

5

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи
Система языка, её
Библиотека ЦОК
2.1
устройство,
1
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
функционирование
Библиотека ЦОК

2.2

Культура речи как
раздел лингвистики

1

2.3

Языковая норма, её
основные признаки и
функции. Виды
языковых норм

1

2.4

Качества хорошей
речи

1

2.5

Основные виды
словарей (обзор)

1

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

5

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия
как разделы
лингвистики.(повторе
ние, обобщение).
Библиотека ЦОК
3.1
Изобразительно1
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
выразительные
средства фонетики
(повторение,
обобщение).

3.2

Орфоэпические
(произносительные и
акцентологические)
нормы

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

3

Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические
нормы

4.1

Лексикология и
фразеология как
разделы лингвистики
(повторение,

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

обобщение).
Изобразительновыразительные
средства лексики
(повторение,
обобщение)

4.2

Основные
лексические нормы
современного
русского
литературного языка

3

4.3

Функциональностилистическая
окраска слова

1

4.4

Экспрессивностилистическая
окраска слова

1

4.5

Фразеология русского
языка (повторение,
обобщение).
Крылатые слова

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

8

Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование.
Словообразовательные нормы

5.1

Морфемика и
словообразование как
разделы лингвистики
(повторение,
обобщение)

5.2

Словообразовательны
е нормы

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

3

Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы

6.1

Морфология как
раздел лингвистики
(повторение,
обобщение)

2

6.2

Морфологические
нормы современного

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41

русского
литературного языка
(общее
представление)
Итого по разделу

bacc

6

Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как
Библиотека ЦОК
раздел лингвистики
7.1
1
https://m.edsoo.ru/7f41
(повторение,
bacc
обобщение)
7.2

Правописание
гласных и согласных
в корне

2

7.3

Употребление
разделительных ъ и ь.
Правописание
приставок. Буквы ы
— и после приставок

2

7.4

Правописание
суффиксов

7.5

Правописание н и нн
в словах различных
частей речи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
7.6

Правописание не и ни

1

7.7

Правописание
окончаний имён
существительных,
имён прилагательных
и глаголов

2

7.8

Слитное, дефисное и
раздельное написание
слов

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

14

Раздел 8. Речь. Речевое общение
Речь как
8.1
деятельность. Виды
1
речевой деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

(повторение,
обобщение)

8.2

Речевое общение и
его виды. Основные
сферы речевого
общения. Речевая
ситуация и её
компоненты

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
8.3

Речевой этикет

8.4

Публичное
выступление

Итого по разделу

1

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

5

Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста

9.1

Текст, его основные
признаки
(повторение,
обобщение)

1

9.2

Логико-смысловые
отношения между
предложениями в
тексте (общее
представление)

2

9.3

Информативность
текста. Виды
информации в тексте

2

9.4

Информационносмысловая
переработка текста.
План.
Тезисы.Конспект.
Реферат. Аннотация.
Отзыв. Рецензия

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

8

Повторение

6

Итоговый контроль

5

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41
bacc

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».