Литература

    Аннотация к рабочим программам по предмету «Литература»

(предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы

Рабочая программа по литературе является составной частью основной образовательной программы основного общего образования  «Песковатской СШ» - филиале МБОУ «Городищенская СШ №1».

Рабочие программы по литературе для обучающихся 5-9 классов составлены в соответствии ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089, приказом Министерства образования РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089», с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 03.06.2008 г. №164, от 31.08.2009 г., от 19.10.2009 г., от 24.01.2012 г. №39, от 23.06.2015 № 609, на основе программы по литературе для общеобразовательных школ (5-9 классы), с учетом авторской программы «Литература», авторов В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др. и учебного плана образовательного учреждения.

Рабочие программы разработаны сроком на 1 год.

Цели учебного предмета:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, направленный на понимание образной природы искусства слова;

- последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

- освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

- овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

- формирование потребности и способности выражения себя в слове;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

 

Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:

1.      Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.

2.      Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Полухина В.П. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.

3.      Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.

4.      Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.

5.      Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.

 

Задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- овладение способами устного пересказа (подробному,   выборочному,   сжатому,     от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- овладение способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

 

Место учебного предмета, в учебном плане.

На изучение предмета отводится: в 5 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 6 классе – 102 часа (3 часа в неделю) в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа, (3 часа в неделю).

 

Содержание курса:

      5 класс

1. Введение

2. Русский фольклор

3. Древнерусская литература.

4. Русская литература 18 в.

5. Русская литература 19 в.

6. Русская литература 20 в.

7. Зарубежная литература.

6     класс

1.Введение

2. Устное народное творчество.

3. Из древнерусской литературы.

4. Из литературы 18 века.

5. Из литературы 19 века.

6. Из русской литературы 20 века.

7. Произведения о Великой Отечественной войне.

8. Из литературы народов России.

9. Из зарубежной литературы.

     7 класс

1.Введение.

2. Устное народное творчество.

3. Древнерусская литература.

4. Литература ХVIII века.

5. Произведения русских писателей XIX века.

6. Произведения русских писателей XX века.

7. Зарубежная литература.

     8 класс

1.Введение

2. Устное народное творчество.

3. Из древнерусской литературы.

4. Из русской литературы 18 века.

5. Из русской литературы 19 века.

6. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

7. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

8. Русские поэты о родине, о родной природе.

9. Из зарубежной литературы.

      9 класс

1.Введение.

2. Древнерусская литература.

3. Литература XVIII века.

4. Литература XIХ века.

5. Литература ХХ века.

6. Из зарубежной литературы.

Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления. Через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их, обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы в школе – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла самых различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, рефлексии, формируется художественный вкус. Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает для достижения этих целей необходимый фундамент. Основным объектом изучения литературы как школьного предмета является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – системная деятельность школьников по освоению навыков культурного чтения и письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

 • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

 • формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие коммуникативно- эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность). Особенности программы по литературе Программа по литературе строится с учетом: − лучших традиций отечественной методики преподавания литературы; − традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике; − традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон; − необходимой вариативности любой программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания; − соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям учащихся; − требований современного исторического контекста; − количества учебного времени, отведенного на изучение литературы.

Программа дает автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки.

В соответствии с действующим законодательством «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Это значит, что конкретный учитель, опираясь на ФГОС и примерную программу, разрабатывает собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Он может также воспользоваться программами других авторов (например, авторов того или иного учебника), при необходимости доработав их. При этом он имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учета положений данной примерной образовательной программы.Хочу такой сайт

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Также в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Аннотация к Рабочей программе по литературе 10-11 класс

1.     Рабочая программа по литературе для 10-11 классов (базовый уровень).

2.    Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

-     осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

-   выразительное чтение.

-   различные виды пересказа.

-   заучивание наизусть стихотворных текстов.

-     определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

-     анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

-   выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

-   участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

-    подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества русской классики

3.     Нормативная основа разработки программы.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина. М.-Просвещение 2009 г.) с использованием учебников «Русская литература XIX века» (ч.1, 2). Под редакцией Ю.В. Лебедева: М.- Просвещение, 2012. «Русская литература XX века», «Русская литература 20 века».11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012 г. под редакцией Журавлёва В.П.

4.  Количество часов на реализацию программы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

в 10 классе отводит 102 часа;

в 11 классе – 102 часа.

Учебный план Песковатской СШ предусматривает изучение литературы в объеме: 3 часа в неделю в 10 классе, всего – 102 часа, 3 часа в неделю в 11 классе, всего – 102 часа.

5.  Дата утверждения.

Данная   программа  принята   на   заседании   Педагогического   совета Протокол №1 от 20 августа  2021 года        и утверждена заведующей Песковатской СШ Свинарчук О.Ф.

Цель реализации программы.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


      воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

   освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий; формирование общего представления об историко- литературном процессе;

      совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

-       формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

-    обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

-    формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально- обусловленное своеобразие художественных решений;

-    совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

6.  Используемые учебники и пособия.

1.  «Русская литература XIX века» (ч.1, 2). Под редакцией Ю.В. Лебедева:, М.- Просвещение, 2012. «Русская литература XX века»,

2.  «Русская литература 20 века».11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012г. под редакцией Журавлёва В.П.

3.  Поурочные разработки по литературе 19 в.: 10 класс. В 2ч.- М.:ВАКО,2009.Поурочные разработки по литературе 20 в.: 11 класс. В 2ч.- М.:ВАКО,2009.

4.  Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е. Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.

5.  Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.

6.  Карнаух. Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

7.  Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.

8.  Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.

9.               ВасильеваТ.Б., ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007

10.          Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008

11.          Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

8.  Используемые технологии:

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей


и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения. Информационно-коммуникационные технологии.

9.  Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  образную природу словесного искусства;

  содержание изученных литературных произведений;

  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

     основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

   основные теоретико-литературные понятия; уметь:

  воспроизводить содержание литературного произведения;

        анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

      соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  определять род и жанр произведения;

  сопоставлять литературные произведения;

  выявлять авторскую позицию;

      выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

      аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

     писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать   приобретенные   знания    и    умения    в    практической деятельности и повседневной жизни:

   для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  участия в диалоге или дискуссии;

   самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


    определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

10.  Основными методами и формами оценки результатов являются:

-   сочинение на основе анализа текста литературного произведения;

-   устный монологический ответ;

-       творческая работа исследовательского характера (проект, реферат, доклад, аннотация);

-   проверочные работы, в т.ч. тестового характера по отдельны разделам и темам курса;

-   итоговый контроль в форме сочинения на основе проблемы (цитаты).

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».