Русский язык
Аннотация к рабочей программе по
русскому языку для 5-9 классов ФГОС ООО
Рабочая
программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения
основного общего образования, Примерной программой по русскому языку, М.
Просвещение, 2014 г. и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.)
Обоснование
выбора программы. Важной отличительной особенностью данной
программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС
ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики
речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков
метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.
При выборе
УМК предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой
и др. учитывалась специфика контингента учащихся, соответствие УМК возрастным и
психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие программы ФГОС
ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала:
от частного к общему, доступность и системность изложения теоретического материала.
Актуальность. В
системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных
и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Специфика. Программа
содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из
области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования,
морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также
некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся
явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по
развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков;
сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике,
орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных
правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень
орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны
овладеть учащиеся.
1.2. Общие
цели учебного предмета:
* воспитание
гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного
отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности;
*
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях общения;
*
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке,
его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения,
стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и
речевого этикета;
*
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;
*
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной
речевой практике.
Задачи
обучения:
* развитие
всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
*
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,
коммуникативных;
*
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
1.3. Место
учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение
предмета отводится 735 часов. В том числе: в 5 классе - 175 часов (5 часов в
неделю) в 6 классе – 210 часов (6 часов в неделю) в 7 классе – 140 часов (4
часа в неделю) в 8 классе – 105 часов (3 часа в неделю) в 9 классе – 105 часов (3
часа в неделю)
1.4
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
1)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 5 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М. М.. Просвещение. 2014г.
2)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М.М., Просвещение, 2014г.
3)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 7 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М. М,Просвещение, 2014г.
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.,
Александрова О. М. Русский язык
8 кл. М, Просвещение, 2014г.
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.,
Александрова О. М. Русский язык
9 кл. М, Просвещение, 2014г.
2. Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения;
- владение разными видами чтения; - адекватное
восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных
источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала
на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ
и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а
также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный
текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных
типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли
в устной и письменной форме; - владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая
нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления;
- умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные
тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общении.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли
русского языка как национального языка русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом:
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и
ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,
научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их
в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка,
грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка,
способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
3.
Общая характеристика курса
Содержание русского языка в основной школе обусловлено
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и
предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного
подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной,
языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение,
доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса:
классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная
работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа,
беседы, написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры,
игровые практикумы.
Технологии: развивающего обучения,
дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные,
здоровьесбережения, системно - деятельностный подход, технология групповой
работы, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и
навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти;
текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных
диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих,
свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ,
комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант,
словарный диктант, комплексный анализ текста.
АННОТАЦИЯ
К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10-11 КЛАСС (А.И. ВЛАСЕНКОВА,
Л.М. РЫБЧЕНКОВОЙ)
Программа
«Русский язык. 10-11класс» разработана на основании нормативных правовых
документов: федерального компонента Государственного образовательного
стандарта, Закона РФ, с опорой на Федеральный базисный учебный план.
Основа рабочей
программы – авторская «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений.
10-11 классы». Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина.
Рабочая
программа ориентирована на использование УМК:
Власенков А.И. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для
10-11 классов общеобразовательных учреждений».
Курс русского
языка рассчитан на 68 часов: в 10 классе 1 час в неделю, 34 часа в год; в 11
классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание
учебного предмета
в 10-11 классах включает следующие разделы:
1.
10
класс
·
Общие сведения о языке
·
Роль языка в обществе. История развития
русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Место и назначение
русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова
·
Русский язык как система средств разных
уровней
·
Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема,
морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст.
·
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
·
Обобщающее повторение фонетики, графики,
орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.
·
Лексика и фразеология
·
Сферы употребления русской лексики.
Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского
языка.
·
Морфемика и словообразование
·
Способы словообразования. Выразительные
словообразовательные средства.
·
Трудные вопросы правописания н и
нн в суффиксах существительных,
прилагательных и наречий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
Правописание не и ни с разными частями речи. Различение частиц не и ни.
Правописание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание
глаголов. Правописание причастий. Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и
дефисное написания.
·
Синтаксис и пунктуация
·
Принципы и функции русской пунктуации.
Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация.
·
Речь, функциональные стили речи
·
Речеведческий анализ текста. Виды
сокращений текста (план, тезисы, выписки). Научный стиль и его морфологические
и синтаксические особенности.
2.
11 класс
·
Синтаксис простого предложения.
Пунктуация
·
Интонация и ее роль в предложении. Знаки
препинания в конце предложения. Некоторые случаи согласования в числе
сказуемого с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире
между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению.
Однородные члены предложения и пунктуация при них. Знаки препинания при
однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Обособленные определения. Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными
определительными
·
Приложения и их обособление. Обособление
обстоятельств. Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. Пунктуация
при вводных и вставных конструкциях.
·
Пунктуация при обращениях.
Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении.
·
Публицистический стиль
·
Особенности публицистического стиля.
Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной
выразительности. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный
очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Дискуссия на
тему «Патриотизм: знак вопроса». Изложение публицистического стиля с элементами
сочинения.
·
Художественный стиль
·
Общая характеристика художественного
стиля. Виды тропов и стилистических фигур. Урок-практикум. Анализ лирического
произведения. Изложение по тексту художественного стиля.
·
Сложное предложение
·
Повторение. Виды сложных предложений.
Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП.
·
Пунктуация в предложениях с союзом и.
Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными
определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в
СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП.
·
Разговорный стиль
·
Повторение. Практика. Урок – семинар.
Разговорный стиль речи.
·
Повторение
·
Систематизация знаний, умений по разделу
«Фонетика. Графика. Орфоэпия». Повторение. Морфология и орфография. Повторение.
Словообразование и орфография.
·
Обобщение пройденного.
Основными целями и задачами курса русского языка
в 10-11 классе являются следующие:
- закрепление и
углубление знаний, развитие умений учащихся по фонетике и графике, лексике и
фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- закрепление и расширение знаний учащихся о
тексте, совершенствование навыков конструирования текстов;
- овладение общими сведениями о языке в
соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта;
-обеспечение
дальнейшего овладения функциональными стилями речи с одновременным расширением
знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
-обеспечение
практического использования лингвистических знаний и умений на уроках
литературы, полноценного восприятия учащимися содержания литературного
произведения через его художественно-языковую форму;
-способствование
развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Результаты обучения
10 класс
Знания и умения |
|
Общие сведения о языке |
Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь,
формы речи, речевая ситуация. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь
представление о социальной сущности языка |
Русский язык как система средств разных уровней |
Знать языковые единицы. Уметь производить разноуровневый анализ текста |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография |
Знать основные орфограммы, изученные ранее. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить
орфографический и фонетический разбор |
Лексика и фразеология |
Знать сферы употребления русской лексики, понятие фразеологизмы Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой, определять фразеологизмы
(идиомы) – устойчивые сочетания слов |
Морфемика и словообразование |
Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова,
чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике
правописания, запомнив при этом следующее: для слов с чередующимися гласными
нельзя использовать правило проверки безударных гласных |
Морфология и орфография |
Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, части речи,
их морфологические признаки. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации, различать части речи, их морфологические признаки. |
Синтаксис и пунктуация. |
Знать виды и типы простых и сложных предложений, принципы русской
пунктуации. Уметь определять виды и типы предложений, составлять предложения
разных видов, правильно расставлять знаки препинания в предложении |
Речь, функциональные стили речи. Научный стиль. |
Знать понятия «язык» и «речь», основные требования к речи, особенности
устной и письменной речи, типы речи, стили речи, языковые признаки научного
стиля, понятие текст, признаки текста. Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, находить
и исправлять речевые ошибки в собственных текстах и предложенных для анализа,
составлять тексты разных типов, определять языковые признаки научного стиля
речи. |
11 класс
Знания и умения |
|
Синтаксис простого предложения. Пунктуация. |
Знать синтаксис и пунктуацию простого предложения, способы выражения
главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов,
предложения с обособленными второстепенными членами, обращениями, вводными
словами, вставными конструкциями и постановку знаков препинания в них. Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать
изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать,
составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться
синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП |
Публицистический стиль |
Знать сферу употребления публицистического стиля, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля, основные жанры. Уметь различать публицистический стиль речи, определять его жанры,
находить СРВ, составлять самостоятельно тексты публицистического стиля |
Художественный стиль |
Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для художественного стиля, основные жанры. Уметь различать художественный стиль речи, определять его жанры, находить
СРВ, составлять самостоятельно тексты художественного стиля. |
Сложное предложение |
Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений. Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы |
Разговорный стиль |
Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для
разговорного стиля. Уметь определять элементы разговорного стиля |
Повторение |
Знать орфоэпические, орфографические, морфологические, словообразовательные
нормы. Уметь соблюдать нормы русского литературного языка |