Основная образовательная программа начального общего образования "Песковатской средней школы – филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа №1»
Описание образовательной программы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование относится к основным образовательным программам (наряду с образовательной программой дошкольного образования и образовательной программой основного общего образования, статья 12 Закона) и характеризует первый этап школьного обучения. Образовательная программа понимается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» как комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, реализация которых обеспечивает успешность выполнения ФГОС каждого уровня образования.
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) Песковатской средней школы – филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа №1» (далее – «Песковатская СШ»- филиал МБОУ «ГСШ №1») – долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые и конечные результаты, критерии их оценки с учётом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории области; конкретного местоположения МБОУ «ГСШ №1».
Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31. 05.2021 № 286 с изменениями, утв. приказом от 18.07.2022 г. № 569);
Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»;
Санитарные правила и нормативы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 28 (Гигиенические нормативы);
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
Устав МБОУ «Городищенская СШ №1»
Локальные нормативные акты Песковатской СШ-филиала МБОУ «Городищенская СШ №1»
При разработке ООП НОО предусмотрено непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Содержание основной образовательной программы начального общего образования ОУ отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел ООП отражает основные цели начального общего образования, те
1.
образования,
включающего обучение, развитие
и воспитание каждого
обучающегося.
2.
Организация
учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.
3.
Создание условий
для свободного развития каждого младшего школьника с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение
в программе начального общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов
для одарённых, успешных обучающихся или для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании
и поддержке педагогов.
4.
Возможность для
коллектива образовательной организации проявить своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности,
активно участвовать в создании и утверждении
традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
—
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное
и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
—
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
—
становление и
развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
—
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
—
достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы
начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья
(далее — дети с ОВЗ);
—
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
—
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
—
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
—
использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
—
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
—
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города.
Основная образовательная программа начального общего образования «Песковатской СШ»- филиала МБОУ «ГСШ №1» учитывает следующие принципы ее формирования:
Принцип учёта ФГОС НОО: программа начального общего образования базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе: учитывается также ФООП НОО.
Принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации программа характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов РФ и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также планах внеурочной деятельности.
Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль).
Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных представителей) обучающегося.
Принцип преемственности и перспективности: программа должна обеспечивать связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы между их обучением и развитием на начальном и основном этапах школьного обучения.
Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно- ценностного отношения к действительности.
Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности по программе начального общего образования не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и нормативов.
В программе определяются основные механизмы её реализации, наиболее целесообразные с учётом традиций коллектива Песковатской СШ -филиала МБОУ «ГСШ №1», потенциала педагогических кадров и контингента обучающихся. Среди механизмов, которые возможно использовать в начальной школе, следует отметить: организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов, различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные марафоны). Положительные результаты даёт привлечение к образовательной деятельности школы организаций культуры (библиотек, клубов), спорта, художественных и театральных студий.
В программе определены элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ начального общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального образования, специфики изучаемых предметов и обеспечения преемственности обучения обучающихся на уровне основного общего образования.