Родная русская литература

Аннотация к рабочей программе по родной литературе (русской)

5-9 классы

- Фундаментальное ядро содержания общего образования;

-Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;

- Примерная программа основного общего образования по русскому языку;

- Программа развития и формирования универсальных учебных действий;

- Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности;

федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год

Цели и задачи

изучения

предмета

Цели программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

·         Задачи: 1) формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

·         2) обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

·         3) приобщение к литературному наследию своего народа;

·         4) формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

·         5) формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Срок реализации программы 5 лет

Место учебного предмета в учебном плане

Недельная нагрузка на изучение родной литературы (русской) в 5-9 классах составляет 0,5 часов в неделю в каждом классе (17 часов в год). Всего составляет за курс основного общего образования - 85 часов

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения предмета родная литература (русская) являются: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; - потребность в самовыражении через слово. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

 Учащийся научится: 

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

- уважительно относиться к родной литературе;

- оценивать свои и чужие поступки;

- проявлять внимание, желание больше узнать;

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

·         Метапредметными результатами изучения курса родная литература (русская) является формирование УУД.

·          Регулятивные УУД: - формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

·         - анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

·         совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

·         - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

·         - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

·         Учащийся научится: - планированию пути достижения цели;

·         - установлению целевых приоритетов;

·         - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);

·         - учитывать условия выполнения учебной задачи;

·         - осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

·         Познавательные УУД: - овладение навыками смыслового чтения;

·         - извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·         - владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

·         - перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

·         - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

·         - пользоваться словарями, справочниками;

·         - осуществлять анализ и синтез;

·         - устанавливать причинно-следственные связи;

·         - строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. Учащийся научится: - строить сообщение в устной форме;

- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

·         - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

·         - планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

·         - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

·         - уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

·         - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

·         - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

·         - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, - создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

·         - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

·         Учащийся научится: - устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

·         - аргументировать свою точку зрения;

·         - задавать вопросы.

·         - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5–9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная литература (русская) является сформированность следующих умений: - осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; - развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; - овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится: - владеть различными видами пересказа,

·         - пересказывать сюжет;

·         - выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

·         - характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

·         - находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

·         - определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

·         - выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

·         - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

·         - ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Содержание

учебного предмета

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. В программе представлены следующие разделы: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII в.», «Русская литература XIX в.», «Русская литература XX в.»










 

Пояснительная записка

к программе по родной литературе для 11 класса на 2021 – 2022 учебный год

Рабочая программа по родной литературе для 11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебного плана рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и ориентированы на перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации.

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа по курсу «Родная литература (на русском языке)» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны прежде всего с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

 

Курс родной литературы      в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению литературному чтению:

·         воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего свою культуру, культуру других народов;

·         овладение системой знаний, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет); формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

·         освоение ключевых произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью, историческим прошлым;

·         развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·         совершенствование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;


   

речевое самосовершенствование.

 

В соответствии с целями преподавания родной литературы основные задачи курса сводятся к следующим:

 

·         воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

·         воспитать любовь к родной литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе донских писателей;

·         формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

·         осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;

·         овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;

·         развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

 

В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за 34 часа.

   

I четверть -   9   часов; II четверть – 8 часов; III четверть – 9   часов; IY четверть –    8 часов. Контрольных работ – 2; сочинений - 2;


   

Планируемые предметные результаты освоения родной литературы в 11 классе 2021 – 2022 уч. год

 

Личностные результаты изучения предмета родная литература являются:

 

·          воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

·          формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

·          развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·          осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·          развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·          устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

 

·          потребность в самовыражении через слово.

 

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно- диалогическая технология, технология продуктивного чтения


Учащийся научится:

 

·          понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

 

·          уважительно относиться к родной литературе;

 

·          оценивать свои и чужие поступки;

 

·          проявлять внимание, желание больше узнать.

 

·          понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;Хочу такой сайт

·          анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

 

Метапредметными результатами изучения курса родная литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

 

·          формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

·          анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

 

·          совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

 

·          работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;


   

·          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

·          Учащийся научится:

 

·          планированию пути достижения цели;

 

·          установлению целевых приоритетов;

 

·          оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 

·          учитывать условия выполнения учебной задачи;

 

·          осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 

·          Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

 

·          овладение навыками смыслового чтения;

 

·          извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·          владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);


   

·          перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

·          излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

 

·          пользоваться словарями, справочниками;

 

·          осуществлять анализ и синтез;

 

·          устанавливать причинно-следственные связи;

 

·          строить рассуждения.

 

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

 

·          строить сообщение в устной форме;

 

·          находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

 

·          ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 

·          анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 

·          осуществлять синтез как составление целого из частей;

 

·          проводить сравнение;

 

·          устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 

·          проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


   

·          осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

 

·          обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

Коммуникативные УУД:

 

·          умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

·          планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 

·          учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

·          уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

 

·          слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 

·          уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

·          уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

 

·          оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

 

·          выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Учащийся научится:

 

·          устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

 

·          аргументировать свою точку зрения;

 

·          задавать вопросы.

 

·          продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

·          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 

·          брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

 

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 11 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная литература является сформированность следующих умений:

 

·          осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

·          понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

·          развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;


   

·          овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

·          формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать

художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

 

·          владеть различными видами пересказа,

 

·          пересказывать сюжет;

 

·          выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

 

·          характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

 

·          находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

·          определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

 

·          выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

·          выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

 

·          ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;


   

·          пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Содержание программного материала по родной литературе в 11 классе на 2021 – 2022 учебный год

       

№ п/п

Название раздела, курса

Количество часов

Формы организации учебной деятельности

Виды учебной деятельности

1.

Личность

3

Фронтальная, групповая, индивидуальная

·   беседа;

·   письменный ответ на вопрос;

2.

Личность и семья

8

Индивидуальная, групповая, фронтальная

·   различные виды чтения;

·   составление словаря ;

·   работа с иллюстрациями

3.

Личность – общество - государство

9

Фронтальная, индивидуальная, групповая

·   различные виды чтения;

·   подготовка сообщения;

·   формулировки и запись выводов;

·   наблюдения над лексическим составом произведений;

4.

Личность – природа- цивилизация

5

Фронтальная, индивидуальная, групповая

·   лексическая работа;

·   выразительное чтение;

·   письменный ответ на вопрос;

·   запись ключевых слов и словосочетаний;

·   работа с иллюстрациями и репродукциями;

·   подготовка сообщения;

·   исследовательская работа с


     

       

текстом;

·   составление сравнительных таблиц;

·   план характеристики образов;

5.

Личность – история - современность

9

Фронтальная, индивидуальная, групповая

 

·   выразительное чтение;

·   письменный ответ на вопрос;

·   работа с иллюстрациями и репродукциями;

·   подготовка сообщения;

·   исследовательская работа с текстом;

·   план характеристики образов;


 
Аннотация к рабочей программе по родной литературе (русской) в 5-9 классах (скачать)
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса (скачать)
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 11 класса (скачать)
Рабочая программа по родной русской литературе 6,7,8 классы (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».